Михаил Коринфский, настоящая фамилия которого была Варенцов, родился в Арзамасе, в семье резчика иконостасов. Это архитектор, которого специалисты считают одним из самых выдающихся зодчих Поволжья. Среди его наиболее известных работ - Воскресенский собор в его родном городе Арзамасе, собор Грузинской Божьей Матери в Раифском монастыре, комплекс зданий Казанского университета. В Симбирске Михаил Коринфский прославился прежде всего возведением кафедрального собора во имя Живоначальной Троицы, или Свято-Троицкого собора, который до 1936 года стоял на месте памятника Ленину на главной площади города. Он был построен в честь победы русской армии в Отечественной войне 1812 года. Этому предшествовало вступление Михаила Коринфского на должность архитектора cимбирского дворянского собрания в 1823 году. В действительности же одаренного мастера пригласили для срочной разработки проекта величественного храма, который был заложен 7 сентября 1824 года. В торжественной церемонии принял участие лично император Александр I, который собственноручно положил в основание здания первый камень и известку «нарочно приготовленною для сего случая серебряною золоченою лопаткою», поднесенной князем. Баратаевым. Кстати, в августе 1836 года Симбирск посетила еще одна венценосная особа - император Николай I. Во время визита в город он сделал множество указаний по возведению новых построек, особенно по центральной части с недостроенным собором. Через пять лет, 15 сентября 1841 года, новый кафедральный Свято-Троицкий собор был освящен.
Ульяновск выбран местом проведения конференции не случайно: именно симбирский период жизни Коринфского стал временем творческой зрелости архитектора. Выставка, приуроченная к конференции, является совместным проектом Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», архитектурной мастерской «Симбирскпроект», Государственного архива Ульяновской области, Ульяновской областной научной библиотеки при заочном участии Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург). Экспозиция преследует две цели: во-первых, познакомить с творческим наследием М.П. Коринфского на протяжении всей его жизни; во-вторых, показать то новое, что было открыто в ходе подготовки выставки, - его общественную деятельность. Поэтому она состоит из двух частей.
Первая часть представляет собой впервые в полном объеме осуществленные проекты и неосуществленные замыслы архитектора Коринфского - чертежи общественных, учебных и частных зданий, объектов религиозного культа, выполненных в Казани, Нижнем Новгороде, Арзамасе, Самаре, Симбирске, их отражение в фотографии, произведениях живописи и графики.
Вторая часть - документальная. Михаил Коринфский работал в Симбирской губернии с 1823-го по 1832 год. На выставке представлены официальные документы: аттестаты и свидетельства, выданные Коринфскому в засвидетельствование заслуг перед симбирским обществом; его формулярный список о службе 1850 года. Кроме этого, большое место в экспозиции уделено эпистолярным памятникам, в частности, интерес представляет письмо князя Баратаева с рекомендацией архитектора Коринфского статс-секретарю Н.М. Лонгинову, написанное незадолго до переезда его в Казань. Документы взяты из фондов Государственного архива Ульяновской области, Российского государственного исторического архива и Национального архива Республики Татарстан в Казани.
Центральное место на выставке занимают документы, рассказывающие об истории строительства в Симбирске кафедрального Троицкого собора - одного из прекрасных сооружений, построенных по проекту Коринфского. Также с помощью редких свидетельств: воспоминаний инженера-строителя Козякова о сносе Троицкого собора, хранящихся в фондах Музея-заповедника, переписки по поводу сноса собора в 1930-е годы и альбома с редкими фотографиями - рассказывается о сооружении в1936-1940 гг. на месте бывшей соборной площади памятника В.И. Ленину. Уникальные фотографии передают атмосферу того времени.
Особую ценность представляют материалы, отражающие общественную деятельность М.П. Коринфского в Симбирске. Это документы, связанные с его участием в деятельности Симбирского женского общества христианского милосердия, дома трудолюбия и созданием пансиона при губернской гимназии. Особо следует отметить следующие документы, помогающие раскрыть тему: список членов симбирского благотворительного общества и его отчеты, примерное исчисление расходов на годичное содержание при Симбирской губернской гимназии благородного пансиона из 20 воспитанников, составленное директором симбирских училищ Александром Ивановичем Гапоновым при участии почетного попечителя по учреждению пансиона князя М.П. Баратаева (1830 г.), именной список воспитанников благотворительного учреждения симбирского благородного дворянства за 1833 год - предшественника гимназического пансиона и многое другое.
Значительный по ценности и уникальности иконографический материал предоставлен для выставки Ульяновской областной научной библиотекой, это не тиражированные портреты императоров Александра I и Николая I, их жен Елизаветы Алексеевны и Александры Федоровны. Помещение изображений императриц вполне обоснованно, так как они являлись покровительницами женского общества христианского милосердия и дома трудолюбия.
Часть экспозиции посвящена симбирскому окружению Михаила. Коринфского. В первую очередь это князь Баратаев, сыгравший в судьбе архитектора значительную роль. Именно по просьбе Баратаева Коринфский разрабатывал еще один проект соборного храма в память победы России в войне 1812 года. Для исполнения этой миссии Коринфский был определен на должность в дворянское депутатское собрание специально «для надзора при производстве разных построек». В экспозиции также представлены уникальные фотографии конца XIX века из частного собрания, изображающие князя Баратаева и грот в селе Баратаевка Симбирского уезда, который использовался для проведения масонских собраний ложи «Ключ к добродетели», Великим мастером которой являлся хозяин имения. Эти фотографии впервые были представлены в
1898 году на выставке, посвященной 250-летнему юбилею города Симбирска. Не обошлось на выставке без представления темы симбирского масонства начала XIX века, показанного на примере текста масонского гимна «Грядите, люди всех стран!», сочиненного. Баратаевым, и «Книги расходов из кассы бедных и приходе суммы, поступающей в кассу бедных от членов ложи «Ключ к добродетели» с показанием тех неимущих, кому была оказана материальная помощь в 1821 г.». Эти ценные документы хранятся среди бумаг масонского архива ложи «Ключ к добродетели» в Государственном архиве Российской Федерации.
Свою звучную фамилию архитектор передал потомкам, которые тоже оставили свой след в истории. «Скрещения судеб» здесь поистине удивительны: Михаил Коринфский преподавал в Казанском университете, где одним из его слушателей был Илья Николаевич Ульянов. А родной внук архитектора Аполлон Аполлонович Коринфский в 1879 году поступил в Симбирскую гимназию и семь лет проучился в одном классе с его сыном, Владимиром Ульяновым, причем есть свидетельства, что молодой Ленин бывал в доме Коринфского и пользовался его библиотекой. После гимназии одноклассники не встречались, Аполлон Коринфский стал известным поэтом и журналистом и только в 1917 году узнал, что его одноклассник Володя Ульянов и революционер Ленин - один и тот же человек.
Источник: Ulpravda.Ru
27.09.2013 08:37