Ищем смысл жизни. Вернутся ли тиражи ульяновских газет

Ищем смысл жизни. Вернутся ли тиражи ульяновских газет
Фото: ulpravda.ru
А вы знали, что 80% населения России не готовы отказываться от газет, и каждый второй наш соотечественник предпочитает получать информацию именно из печатных СМИ? Ведь именно об этом свидетельствует недавнее исследование ВЦИОМ.   О том, почему люди в XXI веке продолжают любить газеты и верить им, и о том, что ищет в газетах поколение 17 - 20-летних, мы побеседовали с деканом историко-филологического факультета УлГПУ Андреем Скворцовым.     Машина против собеседника   - Андрей Александрович, так почему газетам читатели, в том числе и ульяновцы, у нас верят больше, чем Интернету, например?   - Есть одна особенность русской культуры и русского сознания: они, если можно так сказать, «словоцентричны»; слово в нашей культуре играет огромную роль. Русская традиция учености, мудрости - традиция книжная, связанная с текстом и его восприятием. Поэтому русский человек привык доверять слову - тем более слову печатному. Это касается и отношения к газетным изданиям. Газетная журналистика всегда привлекала российского читателя не только своей информационной насыщенностью, но и в большей степени - аналитической и публицистической заостренностью. К сожалению, доверие к газете было подорвано в 1990-е гг., поскольку наряду со средствами массовой информации, ответственно выполняющими свою социальную миссию и буквально выживающими в новых рыночных условиях, появлялись как грибы после дождя «успешные» в коммерческом отношении «издания», потакающие самым низменным интересам читающей публики.   - Вам не кажется, что сейчас подобную утрату доверия переживает Интернет?   - Утрата доверия к Интернету связана, как мне кажется, с иными причинами. Дело в том, что Интернет, как специфическая информационная среда, живет по своим особым законам, он предлагает всем и все. Современные информационные технологии очень сложны по своим антропологическим вызовам и последствиям. Заходить туда можно, лишь уже имея определенный нравственный иммунитет и сформированную внутреннюю культуру, систему ценностных ориентаций. В противном случае в этом информационном потоке можно просто утонуть, превратиться из человека «онтологического», способного к реальному проживанию и преобразованию мира, в человека «виртуального», «как бы» живущего, «как бы» любящего, «как бы» творящего.    - Но ведь еще пару лет назад всерьез говорили о смерти газет из-за тех самых электронных СМИ…   - Да, говорили, что история газеты как «традиционного» средства массовой информации подходит к концу с распространением сетевых изданий… Но, мне кажется, что слухи о ее кончине оказались сильно преувеличены. Во-первых, за свою уже почти четырехсотлетнюю историю газета в ее привычном - печатном - виде стала неотъемлемой частью жизни образованного человека. Для многих читателей газета превратилась в осязаемого свидетеля событий повседневности, а пишущие в газету журналисты - собеседниками, с которыми возможен живой диалог. С интернет-изданиями все несколько иначе. Интернет постепенно перестраивает весь образ восприятия пользователем времени и пространства, искажает восприятие действительности. Поэтому так ценна возможность держать «бумажную» газету в руках, ощущать ее подлинность.   Аналитическое поколение   - Вы говорите с позиции человека, воспитанного без Интернета. А как быть с теми, кто вырос со смартфоном в руках и, как говорят, обладает коротким мышлением?   - Да, был некий когнитивный, антропологический провал в конце 90-х - 2000-х, появилось поколение с коротким, «клиповым мышлением», поколение в сознании которого благодаря информационным технологиям и сети Интернет сложилась очень упрощенная картина мира. Поколение, которое утратило способность распознавать сложность мироустройства. Для этого поколения газеты не нужны. Чтение газет требует определенных интеллектуальных усилий, это дело не быстрое. Но сегодня на сцену жизни выходит другое поколение. Я иногда удивляюсь молодым людям, которые приходят к нам в университет. Они ищут правду и склонны к глубокому, аналитическому восприятию действительности. И для них СМИ становятся важным ориентиром в быстрой смене информационных картин современного общества. Это более интеллектуальное поколение по сравнению с теми, кто совсем не на много их старше. Поразительно, насколько оно другое!   - И какую газету будет искать это  поколение?   - Они рано начинают задавать себе «проклятые вопросы» о смысле жизни. Их не интересует коктейль поверхностных новостей, пусть даже приготовленный из сенсационных фактов. С помощью газеты они хотят понять, как этот мир устроен, как они в него входят, как они могут быть в нем успешными. Те газеты, которые помогут им найти ответы на эти вопросы, - и будут успешными.    - Поколение, обращенное внутрь самого человека?   - В какой-то мере, да. Их волнует, могут ли они управлять своей биографией, насколько они свободны в своем выборе жизненных стратегий, их интересует поиск смыслов. Те, кто будет помогать им в этом, - не навязывая своего мнения, не агрессивно имплантируя какую-то искуственно созданную картину в их сознание, - будут пользоваться успехом у 17 - 20 летних.   Общечеловеческое и личное   - Получается, газета XXI века должна быть скорее литературой?   - Не только. Их интересует и литература, и технологии, и история и IT-сфера, да и философия. Будущее за теми изданиями, которые будут находить себя не на поверхности, а в глубине жизни, за теми, кто будет специализироваться на разных аспектах сложной и текущей действительности.    - Как быть с общественно-полити­ческими газетами, расчитанными не на малую группу, а на все общество?   - Люди действительно расходятся сегодня по малым группам, локальным общностям в поисках своей идентичности. Однако, помимо этого, должно быть что-то еще, что связывает их в большие исторические общности. Как бы мы ни чувствовали себя уютно в локальных группах, есть уровень и проблемы нашего общенационального, гражданского, глобального бытия и самосознания. А это уже совсем другие скрепы, иная идентичность. И в этой связи нужны издания, отражающие нашу потребность существования в рамках больших общностей, государства, нации, издания, «работающие» в горизонте общей исторической судьбы, образа будущего. «Маленькие» СМИ, ориентированные на интересы малых групп, субкультуру, не смогут ответить на вопрос: «Что объединяет нас в единую цивилизационную, культурную, историческую общность?». Это не их задача, а задача общенациональных газет, отчасти - региональных изданий. Они могут предлагать повестку, связанную с гражданским существованием, формирующую образ будущего, актуальный для всех.   - Но как СМИ смогут выполнять эту задачу с теми тиражами, которые есть сейчас?   - Газеты, даже если они сегодня существуют за счет 3% региональных подписчиков, будут увеличивать свои тиражи, если они будут предлагать актуальную повестку, реагировать на острые социальные проблемы, отражать реальные запросы людей. Интерес к общему для всех будущему сегодня возрождается. Мы не настолько наивны, чтобы не понимать, что есть учредители газеты, определявшие ее информационную, редакционную политику. Но даже при господстве их интересов СМИ неизбежно будут реагировать на глобальные проблемы, острые социальные проблемы современного общества, что и нужно читателям.    Справедливость  не для бедных    - Что это за проблемы?   - По моему мнению, это прежде всего проблемы духовно-нравственного развития нашего общества, а также проблема справедливости, которая волнует не только бедных, но и богатых. Справедливости ищут сегодня не только те, кто живет за чертой бедности, но и представители российского бизнеса, для которых важны прозрачные условия и правила конкуренции, цивилизованные формы конкуренции… Справедливости ищут и «простые работники», представители наемного труда, для которых она выступает как право и возможность своим трудом зарабатывать на достойное человеческое существование. СМИ должны говорить об этом, чтобы быть актуальными, социально значимыми и выполнять свою великую миссию. Газета - это не только программа телепередач и реклама.    - Некоторые эксперты считают, что сменить газету на этом «посту» призваны даже не интернет-СМИ, а социальные сети…   - Социальные сети никогда не заменят журналистику. Они предназначены совершенно для другого. Это пространство свободной и стихийной межличностной коммуникации. Люди, заходящие в социальные сети, пытаются восполнить дефицит общения. Они ищут то, что близко им по духу, по интересам. А задача журналистики - дать им значимое общее, заглянуть за горизонт повседневности, работать с ценностями и смыслами, предлагая, но не навязывая картину мира. Социальные сети (и Интернет в широком смысле) - это лабиринт, в котором ты не знаешь, кого встретишь - возможно, минотавра. Скорее всего, встретишь самого себя в образе минотавра. А журналистика, напротив, - это путь миропонимания. Меняются социальные условия, газеты меняются, но ценность свою для общества они не потеряют никогда. И, уверен, тиражи их обязательно вернутся.   Андрей ТВОРОГОВ
 
По теме
17 марта в дежурную часть ОМВД России по Железнодорожному району г. Ульяновска обратились восемь жителей областного центра с заявлениями о совершении в отношении них противоправных деяний.
Житель Ульяновска похитил из хостела 10 тысяч рублей, угрожая администратору отверткой Екатерина САВИНОВА Житель Ульяновска похитил из хостела 10 тысяч рублей, угрожая администратору отверткой.
За минувшие выходные сотрудники полиции установили лиц по 6 ранее совершенным преступлениям, задержали одного преступника, находящегося в розыске, раскрыли 5 краж, 2 факта причинения вреда здоровью.
Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска утвердил обвинительное заключение и направил в суд уголовное дело в отношении жителя областного центра.
Прокуратура Ульяновской области
13 марта Министерством здравоохранения Ульяновской области и региональным Центром общественного здоровья совместно с медицинскими организациями региона была организована работа «выездной поликлиники» на территории муниципалитета.
Контактный Центр Здравоохранения
Территориальный  отдел Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Ульяновском районе  продолжает проводить  профилактические визиты - Роспотребнадзор Ульяновской области Одним из основных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области является профилактика нарушений обязательных требований санитарного законодательства.
Роспотребнадзор Ульяновской области