Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области Александром Яшиным завершен анализ деятельности по профилактике коррупции органов государственной и муниципальной власти за 9 месяцев 2017 года.
Как сообщают в отделе администрации Губернатора Ульяновской области по обеспечению деятельности Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, в начале ноября 2017 года состоялось заседание Комиссии по оценке эффективности деятельности по профилактике коррупции органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (городских округов и муниципальных районов) и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области. На нем были рассмотрены итоги профильной деятельности органов власти Ульяновской области за 9 месяцев текущего года.
Мероприятие прошло под руководством Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области Александра Яшина.
В этот день здесь были рассмотрены вопросы исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы, областной программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы, ведомственных и муниципальных программ противодействия коррупции, результаты проведения в Ульяновской области шестой региональной «Недели антикоррупционных инициатив», а также вопросы, связанные с подготовкой к проведению в Ульяновской области мероприятий, приуроченных к Международному дню борьбы с коррупцией – 9 декабря.
Указанную информацию участникам мероприятия представили главные советники отдела администрации Губернатора Ульяновской области по обеспечению деятельности Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области Владимир Филонов и Роман Заятдинов.
Кроме того, в рамках заседания профильной комиссии были заслушаны доклады представителей отдельных исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и администраций муниципальных образований об организации и результатах деятельности по профилактике коррупции в период 9 месяцев 2017 года.
Отдельно участникам заседания комиссии была представлена информация о мероприятиях, реализуемых в Ульяновской области по повышению эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Её представила Инга Погорелова, директор департамента государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области.
Общие данные: Коррупционная обстановка в регионе сложная, а деятельность по профилактике коррупции органов власти, не смотря на системность, далека от совершенства.
Как отметил Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области Александр Яшин, несмотря на то, что проведенный им анализ позволяет сделать вывод о том, что в период 9 месяцев 2017 года деятельность органов государственной и муниципальной власти по профилактике коррупции осуществлялась в системном порядке, в соответствии с требованиями таких руководящих документов как Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, региональная, ведомственные и муниципальные программы противодействия коррупции, все же коррупционная обстановка в регионе сложная, а деятельность органов власти в данном направлении далека от совершенства.
По его данным, только за 8 месяцев текущего года правоохранительными органами выявлено 79 противоправных деяний коррупционной категории. По результатам предварительного расследования направлено в суд 62 уголовных дела о коррупционных преступлениях в отношении 73 лиц.
Органами прокуратуры Ульяновской области вскрыто более 2 тысяч нарушений коррупционного характера в самых разных сферах.
В указанный период органами прокуратуры выявлено 1964 нарушения законов коррупционного характера, которые допускались, в том числе, в сферах землепользования, распоряжения государственной и муниципальной собственностью, закупок и других. При этом, в результате прокурорского вмешательства, коррупционные проявления пресекались во всех муниципальных образованиях Ульяновской области.
Работа по профилактике коррупции в муниципалитетах: Граждане стали чаще сообщать о фактах проявления коррупции, а значит - доверяют органам муниципальной власти.
Здесь, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, отмечается, что возросла активность деятельности общественных советов по профилактике коррупции. Несмотря на фиксируемое снижение количества проведенных их заседаний с 210 до 201, число рассмотренных на них вопросов возросло с 715 до 731.
В заседаниях чаще стали участвовать сотрудники органов прокуратуры, правоохранительных органов. Однако отмечается снижение участие в работе данных формирований представителей редакций средств массовой информации.
Возросло количество рассмотренных социально значимых вопросов в сфере ЖКХ с 62 до 69, образования - с 58 до 94, здравоохранения - с 33 до 65, строительству и ремонту автомобильных дорог - с 59 до 78.
По итогам 9 месяцев, отмечается возросшая результативность работы общественных антикоррупционных формирований. В указанном периоде, по результатам их проведения, выявлено 143 зоны повышенного коррупционного риска. С 44 до 68 возросло количество проверок, проведенных муниципальными органами внешнего и внутреннего финансового контроля, по их инициативе. В муниципальных образованиях с 201 до 263 возросло число сходов граждан, на которых обсуждались вопросы противодействия коррупции.
Отмечается, что в средствах массовой информации стало шире освещаться деятельность общественных советов по профилактике коррупции. В печатных СМИ количество таких публикаций возросло с 162 до 214, в электронных с 316 до 363.
По итогам работы за 9 месяцев 2017 года, можно отметить, что наиболее активно действовали общественные советы по профилактике коррупции в Вешкаймском, Карсунском, Старомайнском, Чердаклинском районах и в городе Ульяновск.
Менее активно работали данные формирования в городе Димитровград, Инзенском, Николаевском, Радищевском, Старокулаткинском и Тереньгульском районах.
Особенно отмечено снижение активности деятельности общественного совета в городе Димитровград. За 9 месяцев им проведено только 4 заседания.
В ходе проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов с 92 до 139 возросло количество выявленных коррупциогенных факторов. В тоже время по требованию органов прокуратуры в 87 случаях в проекты и действующие НПА были внесены изменения.
Количество публикаций в печатных СМИ снизилось с 607 до 567. В электронных СМИ и на официальных сайтах возросло с 1359 до 2291.
Меньше всего вопросы организации деятельности по профилактике коррупции освещались в Инзенском, Новоульяновском, Новомалыклинском, Новоспасском, Сенгилеевском, Старокулаткинском и Тереньгульском районах. Лучше в Вешкаймском, Павловском, Ульяновском, Карсунском районах и в городе Ульяновск.
За 9 месяцев 2017 года в органах местного самоуправления количество заседаний комиссий по урегулированию конфликта интересов возросло с 101 до 107. В тоже время - с 60 до 123 возросло число обращений, касающихся представления служащими недостоверных сведений о доходах и имуществе, обязательствах имущественного характера. При этом, количество установленных нарушений возросло с 36 до 94. С 16 до 85 увеличилось число служащих, привлечённых к дисциплинарной ответственности за нарушения не связанные с утратой доверия. В 6 случаях, по результатам заседания указанных комиссий, служащие отстранены от исполнения ими служебных обязанностей, 3 служащих уволены в связи с утратой доверия.
В муниципальных образовательных организациях с 1523 до 1645 увеличилось количество открытых уроков по антикоррупционной тематике, а количество классных часов с 3246 до 4700.
С 941 до 989 возросло число проведённых тематических встреч обучающихся с сотрудниками органов прокуратуры и правоохранительных органов.
Анализ работы с обращениями граждан и организациями по возможным фактам коррупции показывает, что их количество по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло с 78 до 147.
Количество поступивших обращений, в которой имелась информация о проявлениях бытовой коррупции, возросло с 9 до 48, в сфере коммунального хозяйства - с 15 до 22, при выдаче субсидий - с 1 до 8, в иных сферах деятельности - с 18 до 34. В основном, это обращения от жителей Ульяновска. Здесь в указанный период поступило 68 обращений данной тематики.
Число проверок, проведенных органами внешнего и внутреннего финансового контроля возросло с 335 до 343. Отмечается рост на 102,4%, количества выявленных финансовых нарушений (с 186 до 209). Количество сотрудников, привлечённых к дисциплинарной ответственности, уменьшилось с 255 до 242. В тоже время за финансовые нарушения освобождены от занимаемых должностей 4 человека. К материальной ответственности привлечено 95 человек.
Результаты деятельности по профилактике коррупции в органах государственной власти: Более активно стали действовать ведомственные комиссии по профилактике коррупции.
Отмечено, что здесь работа по профилактике коррупции в указанный период существенно активизировалась. В частности, этому способствовало проведение в 2017 году в Ульяновской области двух Недель антикоррупционных инициатив.
Так, в период 9 месяцев 2017 года в органах государственной власти антикоррупционная экспертиза проведена в отношении 728 НПА. Из них в отношении 5 - независимыми экспертами, имеющими право на проведение независимой антикоррупционной экспертизы. В результате данной работы выявлено и устранено 10 коррупциогенных факторов.
Однако, отмечено, что количество публикаций об организации деятельности по профилактике коррупции в печатных СМИ уменьшилось с 224 до 107, в электронных СМИ с 362 до 224. В частности, недостаточно освещалось исполнение ведомственных программ противодействия коррупции. Также недостаточно освещалась работа по выявлению и устранению зон коррупционного риска.
Количество обращений граждан и организаций по возможным фактам коррупции уменьшилось с 244 до 194. Однако, в Министерстве образования и науки Ульяновской области их количество возросло с 34 до 61. Анализ указанной деятельности показывает, что в органах государственной власти, как и в аналогичный период прошлого года, в ходе рассмотрения обращений данной тематики недостаточно эффективно проводится работа по выявлению зон коррупционного риска. Только в Министерстве образования и науки Ульяновской области и Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области установлено по 2 зоны, а в Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области- 1.
Количество обращений по возможным фактам «бытовой» коррупции возросло с 41 до 76, в иных сферах с 10 до 16. При выделении земельных участков снизилось с 67 до 12 обращений, при оказании государственных услуг с 122 до 88.
В период 9 месяцев 2017 года более активно стали действовать ведомственные комиссии и рабочие группы по профилактике коррупции. Наиболее активно заседания комиссий проходили в Министерстве образовании и науки Ульяновской области, Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области и Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области. В сравнении с 2016 годом, в текущем году существенно активизировалась работа ведомственной комиссии по профилактике коррупции в Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.
В ходе проведения заседаний указанных формирований, в Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области выявлено 8 зон повышенного коррупционного риска, в Агентстве развития человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области – 5 , в Министерстве образования и науки Ульяновской области – 4, в Агентстве государственного регионального строительного надзора Ульяновской области – 2, по 1 в Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области и в Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.
Анализ проведения контрольных мероприятий органов финансового контроля показывает, что их количество возросло с 38 в аналогичном периоде прошлого года до 51 в текущем году. Количество выявленных нарушений сократилось с 22 до 15. К дисциплинарной ответственности привлечено 47 человек, к материальной - 8.
Исполнение областной программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы в муниципальных образованиях и органах государственной власти на особом контроле Уполномоченного.
Отмечено, что органы государственной власти являются ответственными исполнителями 53 мероприятий областной программы противодействия коррупции, а органы местного самоуправления – 60 мероприятий.
Проведённый Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области анализ ее исполнения за 9 месяцев 2017 года, показывает высокую степень исполнения предусмотренных ею мероприятий.
Так, например, в период 9 месяцев 2017 года Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области во взаимодействии с органами власти, в рамках ее реализации, продолжено проведение на системной основе мероприятий по устранению зон коррупционного риска в сфере закупок, к которым относятся: разработка и совершенствование типовых форм документов и методических рекомендаций по закупкам, их своевременная корректировка в соответствии с законодательством о контрактной системе; многоступенчатая проверка документации, извещений о закупках; регулярная разъяснительная работа с должностными лицами, ответственными за осуществление закупок, повышение качества контроля за работой персонала. В указанный период на регулярной основе организовано проведение обучающих семинаров (круглые столы, совещания, форумы и другие мероприятия) для государственных заказчиков и представителей уполномоченных органов муниципальных образований Ульяновской области в целях содействия развитию добросовестной конкуренции, уменьшения количества нарушений при осуществлении закупок. Таких мероприятий в период 9 месяцев 2017 года проведено 23.
В рамках реализации областной программы противодействия коррупции, в 2017 году продолжена работа комиссии по повышению эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ульяновской области.
За 9 месяцев 2017 года проведено 39 заседаний указанной комиссии, на которых рассмотрено 830 проектов технико-экономических заданий. При этом, сумма рассматриваемых проектов составила 6709 млн. рублей. В результате 803 проекта на сумму 6205 млн. рублей признаны обоснованными, 22 проекта отклонены - при первичном рассмотрении технико-экономических заданий в связи с необходимостью устранения замечаний членов комиссии или признаны неэффективными, по 4 проектам на сумму 52507 тыс. рублей принято решение – отказать в осуществлении закупки.
Экономия средств областного бюджета Ульяновской области за 9 месяцев 2017 года составила 97,4 млн. рублей.
Аналогичные комиссии действовали в органах государственной власти и во всех муниципальных образованиях.
За 9 месяцев 2017 года, в муниципальных образованиях проведено 557 заседаний комиссий по эффективности закупок товаров, работ и услуг. Рассмотрено 4098 проектов технико-экономических заданий на общую сумму 1531 млн. рублей. Одобрено 3799 проектов на сумму 1508 млн. рублей, сумма экономии составила 23 млн. рублей.
В органах государственной власти проведено 142 заседания комиссий по эффективности закупок товаров, работ и услуг. Рассмотрено 1312 проектов технико-экономических заданий на сумму 4311 млн. рублей. Одобрено 1054 проекта на сумму 499 млн. рублей, сумма экономии – 146,6 млн. рублей.
Общий анализ исполнения областной программы противодействия коррупции в период 9 месяцев 2017 года показал, что неудовлетворительно организовано ее исполнение администрациями муниципальных образований Инзенский, Тереньгульский, Цильнинский районы и город Новоульяновск, а также Министерством образования и науки Ульяновской области, Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Министерством физической культуры и спорта Ульяновской области.
Основными недостаткам при реализации мероприятий областной программы противодействия коррупции стало безрезультативное рассмотрение вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов о признании недействующими ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; недостаточно эффективная реализация мероприятий комплексных просветительских и воспитательных мероприятий, направленных на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению посредством разъяснения основных положений законодательства о противодействии коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений, а также распространения и популяризации антикоррупционных стандартов поведения и лучших практик их применения, а также планов антикоррупционных информационных кампаний, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционному поведению; не проведение встреч с руководством и членами некоммерческих организаций, принимающих участие в реализации государственной политики в области противодействия коррупции, с целью обмена информацией о текущей работе, проблемах, а также выработки предложений по повышению эффективности противодействия коррупции; недостаточное привлечение к участию в реализации областной программы противодействия коррупции объединений граждан (общественных объединений, национально-культурных автономий, представителей традиционных религиозных конфессий); низкий уровень взаимодействия с субъектами общественного контроля; отсутствие системного мониторинга эффективности принятия в подведомственных организациях мер по профилактике коррупции, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и мер по повышению эффективности противодействия коррупции, установленных законодательством Ульяновской области и другие.
Лидеры и аутсайдеры: Анимированная антикоррупционная карта Ульяновской области осталась без изменений.
По результатам рассмотрения информации, Комиссия по оценке эффективности деятельности по профилактике коррупции органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (городских округов и муниципальных районов) и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области определила, что на более высоком организационном уровне работа по профилактике коррупции осуществлялась в муниципальном образовании «Павловский район». На среднем организационном уровне в муниципальных образованиях город Ульяновск, город Димитровград и город Новоульяновск, Базарносызганский, Барышский, Карсунский, Кузоватовский, Майнский, Мелекесский, Новомалыклинский, Новоспасский, Николаевский, Радищевский, Старомайнский, Сенгилеевский, Старокулаткинский, Сурский, Тереньгульский, Ульяновский, Цильнинский, Чердаклинский районы, На низком организационном уровне в муниципальных образованиях Вешкаймский и Инзенский районы.
Таким образом, Анимированная антикоррупционная карта Ульяновской области осталась без изменений. В «красной зоне» свое нахождение сохранили Инзенский и Вешкаймский район, а в «зеленой зоне» – Павловский район.
Кроме того, комиссия отметила, что неудовлетворительные динамики в работе по профилактике коррупции на протяжении всего 2017 года демонстрирует муниципальное образование «город Димитровград», что по итогам анализа деятельности по профилактике коррупции в целом за 2017 год может его привести в «красную зону», в которой оно уже однажды находилось.
Также Комиссия по оценке эффективности деятельности по профилактике коррупции органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (городских округов и муниципальных районов) и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области определила, что на высоком организационном уровне деятельность по профилактике коррупции осуществлялась в Агентстве ЗАГС Ульяновской области и Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области. На среднем организационном уровне - в Министерстве искусства и культурной политики Ульяновской области, Министерстве финансов Ульяновской области, Министерстве образования и науки Ульяновской области, Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Агентстве ветеринарии Ульяновской области, Агентстве архитектуры и градостроительства Ульяновской области, Агентстве регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области, Агентстве развития человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области и Управлении по обеспечению деятельности мировых судей Ульяновской области. На низком организационном уровне - в Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Министерстве физической культуры и спорта Ульяновской области и Министерстве промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области.