Учитель, но без учебника, или Как педагогу работать с Интернетом

Профессии будущего - это не только нейросети и блокчейн, это еще и, не удивляйтесь, педагогика. Да, обыкновенный учитель - это тоже человек из XXI века. Правда, труд его на работу педагога минувших лет будет похож мало.

Как он будет выглядеть, с этим вопросом мы обратились к учителю из димитровградской школы № 23 историку Михаилу Дьяконову. Этой весной Михаил стал победителем престижного конкурса педагогического мастерства от «Росатома». А еще Михаил Дьяков принимал участие во множестве межрегиональных и даже международных семинаров.

Наш собеседник уверен - хороший педагог не просто профессия будущего, но и необходимое условие наступления этого самого будущего. Не справится он, и не будет никаких волшебников искусственного интеллекта.

«Разрыв» и свободный выбор

- Михаил, расскажите, для начала, что все-таки было на конкурсе «Росатома» и как вы туда попали?

- Димитровград Ульяновской обалсти входит в число городов, где действуют педагогические проекты от «Росатома». Они помогают развиваться детям (в различных направлениях), проводятся конкурсы для ребят и педагогов. В нашем городе - уже больше восьми лет. Разыгрывается множество денежных грантов. А главное, есть возможность стажировок, в том числе и в международных лагерях. А это в свою очередь позволяет увидеть педагогику с… неожиданной стороны. Ну а если говорить о финале конкурса - мне нужно было  написать учебную программу для детей, которые находились в международном лагере, снять видеоролик об одном дне из своей жизни, продумать задания для ребят.

- С неожиданной стороны - это как? Как выглядит современная педагогика?

- Прежде всего, это не только занятия в классах по традиционной схеме «материал - задание». Появляется множество новых приемов. Вот один из них - суть в создании для ребенка «ситуации разрыва». Ученик ставится в интересную, сложную, конфликтную ситуацию, собственно, «разрыв», из которого он самостоятельно должен найти выход. Зачем это нужно? Это учит думать! Главное в современной педагогике - это выбор. Ребята сами должны решать, что им нравится.

- А как же тезис, что, математика, к примеру, учит мыслить? Ее тоже можно не посещать, если не лежит душа?

- Я за «классику» в том смысле, что базовые дисциплины должны, разумеется, изучать все. Но суть современной педагогики - в огромном выборе внеурочной деятельности. Это здесь кроется «вариативность». И на нее нужно смотреть шире. «Вариативность», ко всему прочему, означает существование множества разных подходов, методик. У нас был эксперимент - мы проводили объединенный семинар по новейшей мировой истории и по истории России. Нужно было выполнять задания, связанные и с той и с другой дисциплиной одновременно. Это меняет мышление, заставляет смотреть на события в контексте и лучше понимать их, сопоставлять. Подобные эксперименты необходимы, и педагог будущего экспериментирует.

Не запретить,  а возглавить

- Вариативность - это и разные варианты учебников? Вы согласны с этим как историк?

- Нет, учебник должен быть один, а отличаться должны методики преподавания, а не предмет преподавания. Сейчас учебников слишком много; в итоге одни и те же дети изучают один и тот же период истории в разное время, у них возникают сложности, если, к примеру, нужно поменять школу. Я думаю, единый учебник рано или поздно будет принят.

- Главная претензия к педагогам «старой школы» в том, что они не умеют общаться с поколением Интернета и не понимают, как преподавать в условиях, когда любая информация доступна через смартфон. А как решает интернет-коллизию педагог будущего?

- Нужно менять подходы к преподаванию. Заучивание массивов информации в условиях, когда она доступна «по клику», действительно теперь имеет мало смысла. А имеет смысл, например, проектная деятельность. Та система, которую я увидел на международных сменах, заставила меня задуматься. Там любой кружок, занятие имели конечный продукт. Процесс обучения, чтобы быть интересным новому поколению, должен иметь результат. Если это занятие в театральной студии - должен быть спектакль, например. Так же и в остальных дисциплинах. Он должен предоставлять свою работу на суд. И сетевых технологий избегать не стоит.

- А как используете их вы?

- Я разрешаю пользоваться Интернетом детям, когда это нужно. Есть специальные задания, когда нужно воспользоваться сетевыми энциклопедиями, ресурсами. Я и сам ими активно пользуюсь, у нас, если говорить о технологиях вообще, есть школьная видеостудия, мы снимаем ролики на конкурсы. Это и есть результат - видеоролик. А параллельно ребенок учит, например, историю. В чем главное отличие педагога старой школы от педагога новой? Первый мог прийти на урок с одним учебником. Сейчас так делать нельзя. Педагогика будущего без электронных ресурсов немыслима, а вот без учебника вполне возможна.

ПОРТРЕТ ПРОФЕССИИ
Педагог

ОБРАЗОВАНИЕ

Для преподавания школьникам теоретически достаточно высшего педагогического образования. На практике же учитель должен проходить постоянную переподготовку, участвовать в международных сменах, семинарах, чтобы оставаться на острие иглы, чтобы знания и подходы не отставали от прогрессивного поколения.

ЗНАНИЯ

Собственный предмет плюс умение вести проектные занятия с ребятами (готовить видеоролики, презентации, песни (!), воплощать экспериментальные проекты). Ну а для этого нужно как минимум уметь работать с современными программами, гаджетами и приложениями.

ДОХОД

Педагог начального уровня получает (со слов собеседника) минимальную ставку, однако в дальнейшем она вырастает за счет учебной нагрузки, категорий, системы стимулирующих выплат. Активный, участвующий в конкурсах, ведущий дополнительные занятия молодой учитель со стажем работы в несколько лет может рассчитывать на 30-35 тысяч рублей.

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ

В школе № 23, в которой работает Михаил Дьяков, почти каждый третий учитель - молодой специалист. Подобная ситуация во многих школах региона, востребованность в педагогах неизменно высокая.

КТО РАБОТОДАТЕЛЬ

Разумеется, основной работодатель - министерство образования, школы, лицеи и колледжи. Помимо этого, частные (например, языковые) школы и школы подготовки к экзаменам. Шансы устроиться туда есть, уровень творческой свободы педагога в таких организациях выше, а вот уровень оплаты труда может быть как намного выше, так и намного ниже государственного.

СЛОВАРЬ ПРОФЕССИИ

Проектная работа - это работа с разнообразными источниками информации, с использованием проблемных, поисковых и исследовательских методов, позволяющих выявить вариативные точки зрения на рассматриваемую проблему, сформировать свою точку зрения, а также необходимость обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной, эстетически значимой форме.

 

Андрей ТВОРОГОВ

 
По теме
20 апреля в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н.Ульянова Губернатор Сергей Морозов встретился с  командой будущих педагогов -  победителей Всероссийского конкурса «Учитель нового поколения -2018».
В рамках проекта «Школьная спортивная лига», в спортивном зале районного Дома культуры состоялась товарищеская  встреча по бадминтону среди обучающихся 5-9 классов,
Членов студотрядов Ульяновской области обучат рабочим профессиям по федеральной субсидии Анна КУЗОВЛЕВА Членов студотрядов Ульяновской области обучат рабочим профессиям по федеральной субсидии Фото:
28 марта на базе МОУ СШ г.Сенгилея прошло районное профориентационное мероприятие для обучающихся 9 классов с представителями Ульяновского училища (техникума) олимпийского резерва.
В Ульяновской области пожарные больше трех часов тушили склад готовой продукции птицефабрики Васса РАССАДИНА В ульяновском поселке Вешкайма сгорел склад продукции птицефабрики | ФОТО:
Комсомольская правда
В 2024 году в Ульяновской области продолжится модернизация онкологической службы - Правительство Ульяновской области 27 марта Губернатор Алексей Русских посетил областной онкодиспансер, ознакомился с работой нового оборудования, закупленного по нацпроекту «Здравоохранение», а также обсудил перспективы развития учреждения.
Правительство Ульяновской области
Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного принимает участие в конкурсе на соискание III Всероссийской премии «Оргздрав: лидеры отрасли». - Минздрав Ульяновской области С 25 марта по 10 апреля продлится онлайн-голосование. Больница представила проект «Организация отделения неотложной медицинской помощи детям»,
Минздрав Ульяновской области
IMG_0046.jpg - Ульяновский театр драмы 27 марта губернатор Ульяновской области Алексей Русских поздравил с Международным днем театра коллектив старейшего театра Поволжья – Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова.
Ульяновский театр драмы