Татьяна Догилева: "В новой России моё поколение оказалось никому не нужным"

ТАТЬЯНА ДОГИЛЕВА: "В НОВОЙ РОССИИ МОЁ ПОКОЛЕНИЕ ОКАЗАЛОСЬ НИКОМУ НЕ НУЖНЫМ"

Предельная откровенность и честность - признаки настоящей звезды. В этом убеждаешься, когда приходится общаться с великими актрисами.
А Татьяна Догилева под это определение подходит как никто. Она уже практически живая легенда. Поэтому, когда некоторое время назад Татьяна Анатольевна оказалась в Ульяновске гостьей IX Международного фестиваля кино- и телепрограмм «От всей души» имени Валентины Леонтьевой, мы не смогли отказать себе в удовольствии пообщаться с народной артисткой России. И поверьте, это счастье…
 

- Сняться у Рязанова наверняка мечтали многие актрисы. Вам в этом смысле повезло неоднократно. Как удалось?
- Я до встречи с Рязановым долгие годы пробовалась на главных героинь, но утверждали меня из-за характерной внешности на роли простоватых подружек. Я и тем была счастлива, привыкнув к такому амплуа. Поэтому, когда мне сказали, что Эльдар Александрович хочет попробовать меня на роль романтической барышни в фильме «О бедном гусаре замолвите слово», я, посмеявшись, самонадеянно отказалась. Но имела наглость попроситься на роль белошвейки Жужжу, оказывающей гусарам определенные услуги. Мне посоветовали даже не думать, поскольку в роли Жужжу Рязанов видел только Ларису Удовиченко. Но в итоге и ей дали от ворот поворот, поскольку на горизонте появилась Наташа Гундарева. Я была уверена, что Эльдар Александрович меня больше не пригласит. Но он предложил мне роль подруги героини Люси Гурченко в «Вокзале для двоих». И, видимо, я его так зацепила, что следующей моей работой у Рязанова стала главная роль в «Забытой мелодии для флейты». Почему я стала актрисой из рязановской обоймы? Возможно, банальное везение. А может быть, потому, что я тогда еще была молода. И на мне уже висела бирка, что я талантливая. А к талантливым молодым актрисам все хорошо относятся. К ним проявляют большой интерес.
- Вашими партнерами по съемочной площадке были Андрей Миронов, Леонид Филатов, Олег Меньшиков. Наверняка невозможно было не влюбиться?
- А я и влюблялась. Но чаще всего, поскольку испытывала пиетет даже к ровеснику Меньшикову, это была такая дочкина любовь. Я смотрела на них как на учителей в профессии глазами влюбленной ученицы. Они, соответственно, это считывали на раз и платили мне той же монетой, никогда не переходя рамок и границ. Даже если, как в случае с Филатовым, нам приходилось изображать постельную сцену. Именно изображать, поскольку, когда над двумя обнаженными людьми в кадре нависает куча чужих посторонних мужиков - режиссер, оператор, осветители, - ни о каких страстно-романтических чувствах речи быть не может. Андрей Александрович Миронов вел себя со мной как патрон - добрый и опекающий. Я жила тогда на окраине Красной  Пресни. В однокомнатной квартире плохого, хулиганского района, на первом этаже. А ведь уже известная артистка была. Стучали в окна, ругались матом - проявляли таким образом внимание. Андрей Миронов помог: пошел в  райисполком  и сказал, что надо молодой артистке помочь. И мне поменяли мою однушку на равноценную маленькую квартиру, но в центре. Помню, насколько нежен был ко мне Михаил Александрович  Ульянов. Он с такой доброжелательностью со мной общался, что я просто немела и обожала его еще больше.
- Вам, наверное, уже надоели вопросы про ставшие культовыми «Покровские ворота». Но ничего не поделаешь - в этом году фильму, растасканному на цитаты, 35 лет…


- А вы спрашивайте. Я и сама с удовольствием о нем расскажу. Люблю эту работу потому, что как раз тот случай, когда реальность превзошла все надежды и ожидания. Хотя нет, не так. Не было никаких надежд и ожиданий. Мы относились к «Покровским воротам» как к рядовому кино. Не думали даже, что снимаем на века. Даже с премьеры в Доме кино сбежали с Ленкой Кореневой есть мороженое и пить коньяк. Режиссер этого шедевра Михаил Козаков тогда на нас долго обижался: «Вы - две гадины! Не могли поддержать меня на премьере». И на съемочной площадке вот ни разу смешно не было. Это сейчас фильм вызывает гомерический хохот. А работал Михаил Козаков очень серьезно. Это же была для него история про его время, его молодость. Он нам, молодым, какие-то вещи показывал скрупулезно, до занудства. И они в итоге получились самыми смешными. Как, например, сцена, где мы с Меньшиковым танцуем рок-н-ролл.
- Когда вы несколько лет назад публично рассказали о своих депрессиях, приведших к проблемам с алкоголем, хотели помочь другим людям на своем примере?
- Тогда я руководствовалась огромными общественными чувствами. Это большая проблема. И в наших актерских кругах особенно. Я уже не была юной барышней, чтобы стесняться и не выносить сор из избы. Мне казалось очень важным об этом говорить. Не замалчивать проблему, не стесняться, не становиться изгоем, а делиться с другими своим опытом. Я была абсолютно искренней в своих порывах. И не жалею об этом. У меня были проблемы. И я этого не скрываю. Я с ними мужественно боролась, как человек, испытавший на себе весь ужас психического заболевания. Рыдала с утра до ночи. Если вынуждена была играть спектакли, меня просто физически тошнило. Никогда не думала, что когда-нибудь столкнусь с диагнозом - глубокая депрессия. Все спектакли, в которых я играла, приобрели трагический оттенок, даже комедии. Мне все виделось в черном свете. Самый ад моей болезни пришелся на лето, а летом еще и работы меньше, за которую можно спрятаться. То есть это было то состояние, из которого самому уже не выбраться. Теперь с высоты жизненного опыта я всем советую пристально наблюдать за своим настроением, состоянием, и если станет совсем плохо, то надо обязательно обращаться к врачам, без них не справиться.
Я ходила в бассейн, пыталась заниматься спортом, месяцами лежала в различных клиниках Европы, но становилось только хуже. Наконец сама пришла в психбольницу к опытному врачу, которая сразу поставила диагноз и подобрала терапию. Согласна, психбольница звучит страшно, но, в конце концов, я достаточно сильный и волевой человек. И готова ради своего спасения делать все что угодно.
- Но вы же в тот момент были востребованной, известной, любимой актрисой. Как пел Виктор Цой, «так откуда взялась печаль»?
- Не такой уж востребованной я и была. Отсюда и проблемы. В новой России мое поколение оказалось на фиг никому не нужным. На смену профессиональной актрисе Татьяне Догилевой режиссеры предпочитали брать более дешевых актрис, даже в ущерб качеству.
- Сегодня вы редко снимаетесь, но в Ульяновск все-таки привезли новую картину с вашим участием с говорящим названием «Хороший мальчик». А, на ваш взгляд, каким должен быть мальчик, мужчина, чтобы считаться хорошим?
- Вот как на духу - не знаю. У меня всегда были проблемы с мальчиками. То есть в общении с противоположным полом. Конечно, чисто теоретически я знала что да как и как-то даже применяла эти свои знания на практике. Но мне всегда было так сложно вас, мужчин, понимать. Когда я ходила беременная, просто заклинала небо: только не мальчика. Не представляю, как бы его воспитывала. Но, к счастью, у меня дочка. И тут все значительно проще. Мы с ней слишком рано убрали все психологические барьеры в общении и превратились в двух закадычных подружек, которыми и остаемся до сих пор.
- Когда вы сами стали режиссером и руководителем собственной антрепризы, учли опыт постановщиков, с которыми работали как актриса?
- Да, пыталась и пытаюсь сделать и без того очень зависимую актерскую профессию менее каторжной, что ли, в этом смысле. Если талантливому человеку дать свободу, то кнут уже не понадобится. И довлеть, доминировать - последнее дело. Настоящая творческая единица до всего интуитивно дойдет сама…

Свежий номер "Ульяновской правды"

 
По теме
В Международный день театра 27 марта Фестиваль театров Ульяновской области "Лицедей" по традиции пригласил на "Встречи для талантливых зрителей".
В седьмом выпуске видеодневника XVIII Фестиваля театров Ульяновской области "Лицедей-2024" - спектакль АССР "Театр-студия "Анфан Террибль" "Сережа очень тупой" по пьесе Д.Данилова.
25 марта профессиональный праздник отметили работники культуры – творческие люди, отдающие себя нелегкому и благородному делу сохранения и развития богатейших традиций нашего народа.
Сегодня в рамках гражданско-патриотической акции «Там, где оживает память…», посвященной 79-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне и нашим великим предкам, прошедшим войну,
Им стала книга, в которую вошли 17 сказок коренных и малочисленных народов России Источник: kp.ru Фото: предоставлено КП - Ульяновск На Всероссийской выставке-ярмарке «Симбирская книга-2023» издание «Теплые сказки»,
Во Дворце книги открылась фотовыставка «Останови огонь!» - ГУ МЧС Ульяновской области В рамках празднования 375-летия Пожарной охраны России в фойе Дворца книги состоялось открытие фотовыставки, приуроченной к началу пожароопасного сезона, посвященной профилактике природных пожаров и всем героическим людям,
ГУ МЧС Ульяновской области
Профилактика вирусных гепатитов А и Е - Роспотребнадзор Ульяновской области Энтеральные гепатиты – острые вирусные заболевания с фекально- оральным механизмом передачи возбудителя, характеризующиеся симптомами интоксикации и преимущественным поражением печени.
Роспотребнадзор Ульяновской области
В открытом доступе опубликован тендер на проектирование и строительство нового медучреждения Екатерина САВИНОВА В открытом доступе опубликован тендер на проектирование и строительство нового медучреждения.
Комсомольская правда
В 2024 году в Ульяновской области продолжится модернизация онкологической службы - Правительство Ульяновской области 27 марта Губернатор Алексей Русских посетил областной онкодиспансер, ознакомился с работой нового оборудования, закупленного по нацпроекту «Здравоохранение», а также обсудил перспективы развития учреждения.
Правительство Ульяновской области
IMG_0046.jpg - Ульяновский театр драмы 27 марта губернатор Ульяновской области Алексей Русских поздравил с Международным днем театра коллектив старейшего театра Поволжья – Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова.
Ульяновский театр драмы