30 лет страшной трагедии — «Александр Суворов» врезался в волжский мост

В этом году исполняется 30 лет со дня крушения в Ульяновске теплохода «Александр Суворов». Летом 1983 года он на полном ходу врезался в мост через Волгу. Спустя много лет остаётся много вопросов: что послужило причиной катастрофы, кто виноват и сколько человек погибло на самом деле.

Самое крупное советское речное судно, четырёхпалубный теплоход «Александр Суворов» отправился в круиз из Горького (сейчас это Нижний Новгород) 1 июня 1983 года. Как сообщает большинство источников, на судне находилось 439 человек, из которых 343 – туристы. Путёвками в круиз по Волге в то время поощряли за хорошую работу коллективы предприятий, и в этом плавании на «Суворове» в основном отдыхали шахтёры Донбасса. Также на судне были шесть работников круиза, 35 рабочих и служащих ресторана и экипаж из 55 человек под командованием капитана Владимира Клейменова.

Через сутки после начала плавания теплоход сделал остановку в порту Чебоксар, и люди отправились на экскурсии и речные прогулки. В следующие два дня у «Суворова» были запланированы пляжная стоянка и рыбный день. Вечером 5 июня 1983 года «Александр Суворов» приближался к Ульяновску.

Во время ужина по радио поздравили с днём рождения шеф-повара ресторана. К этому поздравлению присоединились и отдыхающие. После этого большинство пассажиров перешли на верхнюю палубу, где были танцы, и в кинозал теплохода, в котором показывали отечественный детектив «Похищение «Святого Луки».

В 20:00 на вахту заступил старший помощник капитана, штурман Евгений Митенков.

Теплоход приближался к мосту через Волгу с почти максимальной скоростью – 25 километров в час. В это время к тому же мосту подходил товарный состав.

Митенков перед самым приближением к мосту запросил у диспетчера габарит пролёта, на что получил ответ: «13,8». Запросив повторно, он получил тот же ответ и сказал: «Совсем плохо!» Штурман визуально понял, что габарит меньше и что теплоход идёт не в судоходный пролёт. Но, получив от диспетчера правильную цифру габарита пролёта в 13,8 метров, при котором теплоход проходит, продолжил движение. То, что теплоход идёт не в свой пролёт, заметил и охранник на мосту. Он попытался привлечь внимание вахтенных звуками выстрелов, но это оказалось бесполезным.

В 21:40 «Александр Суворов» на полном ходу рубкой врезался в перекрытие несудоходного пролёта моста. Верхнюю палубу срезало, как ножом. От удара опрокинулись вагоны товарняка, идущего по мосту, и на теплоход стали падать брёвна, высыпаться зерно из вагонов, с рельс сорвалась цистерна с бензином, но чудом застряла в перекрытиях. Проплыв по инерции ещё триста метров, «Суворов» остановился.

Верхней палубы просто не стало. Повсюду были только изуродованные и покалеченные люди. Ещё в течение месяца после трагедии вплоть до Куйбышева (Самара) к берегу прибивало обезображенные тела. Число погибших, по разным данным, составило 176 человек, в основном, женщины.

На ульяновских предприятиях были мобилизованы рабочие, собирались отряды студентов, которые работали в больницах и на транспорте. Катастрофически не хватало гробов. А работу хирургов осложняло то, что у пострадавших были только рваные раны: оторванные конечности, порванные внутренности, скальпированные травмы черепа, тяжелейшие переломы. В ранах пострадавших была мелкая угольная крошки и зерно, что осложняло их промывку и обработку.

Попасть в Ульяновск сразу после трагедии было практически невозможно: город закрыли, документы проверяли даже при выходе с железнодорожного вокзала.

Тогда, в 1983 году, эксперты выделили четыре причины, приведшие к катастрофе: халатность первого штурмана, халатность рулевого, отсутствие сигнальных огней на мосту и никем не включённые сигнальные огни. Также одной из версий трагедии называли теракт.

В результате расследования из-за халатного отношения к своим обязанностям признали виновными погибших рулевого Андрея Уварова и штурмана Евгения Митенкова, которые перепутали пролёты моста. Уцелевшего капитана корабля Владимира Клейменова приговорили к десяти годам тюрьмы, так как он не смог обеспечить дисциплину на судне. Дело было закрыто.

Из воспоминаний дочери капитана Клейменова Ларисы Владимировны, записанных корреспондентом «Комсомольской правды» в 1998 году: «В тот вечер отец, ожидая своей ночной вахты, читал, лёжа в каюте, и прислушивался к тому, опустят ли перед мостом мачту — она в проём моста не проходит. Так вот, этот звук он слышал. Это говорит о том, что в тот момент штурман был в здравом уме и трезвой памяти. Он опять вздремнул, а проснулся уже... в воде. Его с огромной высоты в одних плавках выбросило в реку! Он увидел обломки четвёртой палубы и поплыл к ним — расчехлить спасательную шлюпку. Потом вытащил из реки трёх женщин, и повёл шлюпку к берегу. Там уже ждала «скорая».

У отца был хороший друг, капитан Лев Скуратов. Так вот, когда отца посадили, он пытался анализировать, что же произошло с «Суворовым». И пришёл к выводу: чтобы не попасть в этот пролёт, нужно закрыть глаза и заткнуть уши, быть вообще без памяти. Знаете, сколько тот же Митенков этих мостов проходил за навигацию! 5-6 рейсов — и через один и тот же мост! Он прекрасно знал это место. Скуратов говорил мне: у него была мысль, что штурмана и рулевого перед этим ударили. Ничем иным он это для себя объяснить не мог. Даже если бы парни не туда зарулили, то не могли же они не увидеть надвигающуюся преграду! Конечно, переменить курс теплохода было уже поздно, но выбежать из рубки, поднять панику, срочно эвакуировать людей времени бы хватило. Тем более, береговые диспетчерские службы передавали радиосигналы и даже пустили предупредительные ракеты. Разве можно было так заговориться или зачитаться, чтобы всех этих сигналов не увидеть? В дневнике отца я нашла выписки из бортового журнала. Последняя запись в нём была сделана в 21:22, когда до катастрофы оставалось 9 километров и 18 минут. Если эта запись была сделана, значит, в тот момент штурман и рулевой находились в здравом уме. Примерно в это же время была и опущена мачта. Что произошло в рубке потом — никто не знает. Но одно я знаю точно: штурманы часто жалуются, что капитанская рубка — это проходной двор, туда и туристы любопытные приходят, и пьяные забредают, перепутав палубы.
В  архиве отца есть письмо от матери погибшего рулевого Уварова. Спустя год после крушения она писала отцу: «Я вот чего понять не могу, почему рубка была целая, а Андрей весь искалеченный? Когда мне в Ульяновске показали Андрея в гробу, он лежал целый, но, когда я его подняла, мои пальцы провалились — у него была пробита голова. Когда я получила фотографии — те, когда его из рубки вытащили и сразу на палубе сфотографировали, — вы бы видели, какой это ужас: лицо всё разбито, на лице ножевая рана, зуб выбит, губы разбиты. Чем всё это объяснить?
Вообще, многое в этой истории загадочно и необъяснимо. Например, почему «Суворов» шел на максимальной скорости — 25 км/ч, когда перед мостом он должен сбавлять ход?»

В память о погибших на «Александре Суворове» в 1999 году на территории стрелковой команды установили крест. К 25-годовщине трагедии, в 2008 году, здесь же поместили фрагмент злополучного пролёта.

 

Ольга Турковская

 
По теме
33-летнему жителю Майнского района Ульяновской области может грозить до 3 лет лишения свободы за фиктивную регистрацию Анна КУЗОВЛЕВА Житель Ульяновской области фиктивно прописал у себя 9 человек Фото:
Федеральным законом увеличивается с шести до двенадцати минимальное количество телефонных разговоров, предоставляемых в течение года осуждённым к лишению свободы,
В МЧС озвучили последствия пожара на складе готовой продукции Вешкаймской птицефабрики Васса РАССАДИНА Ульяновские пожарные рассказали о последствиях возгорания на птицефабрике | ФОТО:
В Ульяновской области пожарные больше трех часов тушили склад готовой продукции птицефабрики Васса РАССАДИНА В ульяновском поселке Вешкайма сгорел склад продукции птицефабрики | ФОТО:
Засвияжский районный суд г. Ульяновска вынес приговор по уголовному делу в отношении жителя областного центра.
В Ульяновске 28 марта на улице Промышленной загорелся автомобиль Васса РАССАДИНА В Ульяновске на Промышленной из-за неисправности сгорел автомобиль | ФОТО: ГУ МЧС России по Ульяновской области Сегодня, 28 марта,
Во Дворце книги открылась фотовыставка «Останови огонь!» - ГУ МЧС Ульяновской области В рамках празднования 375-летия Пожарной охраны России в фойе Дворца книги состоялось открытие фотовыставки, приуроченной к началу пожароопасного сезона, посвященной профилактике природных пожаров и всем героическим людям,
ГУ МЧС Ульяновской области
Профилактика вирусных гепатитов А и Е - Роспотребнадзор Ульяновской области Энтеральные гепатиты – острые вирусные заболевания с фекально- оральным механизмом передачи возбудителя, характеризующиеся симптомами интоксикации и преимущественным поражением печени.
Роспотребнадзор Ульяновской области
В открытом доступе опубликован тендер на проектирование и строительство нового медучреждения Екатерина САВИНОВА В открытом доступе опубликован тендер на проектирование и строительство нового медучреждения.
Комсомольская правда
В 2024 году в Ульяновской области продолжится модернизация онкологической службы - Правительство Ульяновской области 27 марта Губернатор Алексей Русских посетил областной онкодиспансер, ознакомился с работой нового оборудования, закупленного по нацпроекту «Здравоохранение», а также обсудил перспективы развития учреждения.
Правительство Ульяновской области
IMG_0046.jpg - Ульяновский театр драмы 27 марта губернатор Ульяновской области Алексей Русских поздравил с Международным днем театра коллектив старейшего театра Поволжья – Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова.
Ульяновский театр драмы