В российские школы хотят вернуть раздельное обучение: мальчики -налево, девочки- направо

До 1918 года девочки и мальчики учились раздельно. Фото: ТАСС
Класс будущего поэта Владимира Маяковского - мы обвели его кружком. Фото: Владимир ВДОВИН/РИА Новости
Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ
Фото: www.ul.kp.ru
Выясняем, что дает детям такая система До 1918 года девочки и мальчики учились раздельно. Фото: ТАСС

БОГАТЫРИ И ПРИНЦЕССЫ

В 760-й московской школе идею раздельного обучения воплощают в жизнь уже давно. Каждый год набирают три первых класса - мужской, женский и смешанный.

- При формировании классов обязательно учитываем мнение родителей, - рассказывает заместитель директора 760-й школы Владимир Гармаш. - Вся параллель учится в одном и том же здании, поэтому дети все равно общаются на переменах и внеклассных мероприятиях. Особых минусов у такого метода обучения я не вижу, а проблемы те же, что и в других школах: перегрузка детей и содержание обучения.

Педагоги уверяют, что у девочек больше развито левое полушарие и эмоциональный интеллект, а у мальчиков - правое полушарие и абстрактное мышление. А значит, и преподавать предметы им нужно по-разному.

- Идеологи российских раздельных школ часто сами себе противоречат, - считает Любовь Штылева, заведующая лабораторией социально-педагогических проблем семейных отношений Института социальной педагогики РАО. - Например, в Красноярске есть Мариинская женская гимназия, где, по словам организаторов, из девочек готовят «образованных деловых дам, духовно богатых женщин, любящих матерей, преданных жен и умелых хозяек». Как это все соотносится с правом девочек на равное образование и равное к себе отношение - непонятно.

И правда, современная девочка может стать как умелой хозяйкой, так и успешным ядерным физиком. А то и тем, и другим одновременно. Вот только шансы на второй исход дела при таком вот раздельном обучении у нее будут невелики.

НА ТРЕХ ДЕВЧОНОК, ПО СТАТИСТИКЕ, 20 РЕБЯТ

В 34-й школе города Каменск-Уральский ситуация совершенно другая. Там раздельное образование вводить и не планировали! Ровно до тех пор, пока в первый класс к одной из учительниц не записались 22 мальчика и лишь 3 девочки. Переводить мальчишек к другим педагогам родители наотрез отказались. Администрации пришлось открыть отдельно мужской и женский классы, а педагогам - осваивать методики гендерного обучения.

- Мальчики, конечно, активнее, чем девочки, - делятся впечатлениями учителя. - Но если сравнивать с общими классами, то у мальчиков лучше дисциплина, и они спокойнее реагируют на замечания

педагога. В смешанных классах они могут иногда препираться, чтобы покрасоваться перед девочками.

Этот эксперимент решено продлить. Но вот родители следующего поколения первоклассников рассаживать мальчиков и девочек по разным кабинетам отказались - мол, пусть лучше сразу учатся общаться с представителями другого пола.

МАТЕМАТИКА НЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН?

С научной точки зрения, в раздельном обучении может быть свое разумное зерно. Например, многие крупные международные исследования показывают, что во многих странах (в том числе и в России) мальчики лучше девочек справляются с математикой. Причем если в начальных классах разница между ними не так высока, то к старшим классам она увеличивается. То есть в теории математику для мальчиков и девочек хорошо бы преподавать отдельно, с учетом этой особенности.

Проблема в том, что исследователи до сих пор не установили, почему так происходит. То ли у девочек и правда по-другому устроено мышление! То ли сказываются стереотипы учителей и общества, что домоведение девочкам полезней математики.

- Между мальчиками и девочками нет такой жесткой разницы, - убеждена Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО. - Экспериментаторы судят о функционировании мозга по косвенным признакам. Однако при любой интеллектуальной деятельности ребенка активно включаются оба полушария. Половые различия не определяют способность к обучению и не оказывают решающего влияния на когнитивное развитие детей. А индивидуальные особенности когнитивного развития перекрывают половые различия.

В общем, пока про раздельное обучение больше споров, чем объективной пользы. Выделить какие-то плюсы и минусы сложно - мы не знаем, как бы учились в совместном классе те же самые дети, что сейчас сидят по разным кабинетам. Так что вполне возможно, все заслуги и недостатки стоит приписать самим детям, а не раздельному обучению.

СПРАВКА «КП»

Дореволюционные школы в России были раздельными - девочек готовили на роль хранительниц очага, а из мальчиков воспитывали защитников и кормильцев. Однако в 1918 году оказалось, что революционер - понятие внегендерное, и по указу Ленина школы начали учить мальчиков и девочек вместе.

Так продолжалось вплоть до 1943 года, когда снова стали появляться женские и мужские классы. Историки связывают это с тем, что после войны деление на хранительниц очага и защитников снова стало актуально. Впрочем, ресурсы на то, чтобы учить мальчиков и девочек отдельно, были далеко не везде - не хватало ни зданий, ни учителей. И уже к началу 1950-х годов стало понятно, что из этой идеи ничего не выйдет. Поэтому с 1 сентября 1954 года раздельное школьное образование в СССР ликвидировали.

Класс будущего поэта Владимира Маяковского - мы обвели его кружком. Фото: Владимир ВДОВИН/РИА Новости

КСТАТИ

Одним из идеологов раздельного обучения еще в 90-е годы стал доктор медицинских наук Владимир Базарный. Помимо отдельных классов для мальчиков и девочек, его методика включает много других аспектов. Например, во время уроков ученики не сидят за партами, а стоят за специальными конторками. Как уверяют приверженцы метода, такая поза меньше вредит детскому здоровью. А для письма дети используют перьевые ручки и чернила.

P. S. Послушать сторонников раздельного обучения - так идея рассадить мальчиков и девочек по разным кабинетам просто панацея для всего нашего образования. Но по факту оценки у детей в раздельных классах ничуть не лучше, чем у остальных. Ни одна из школ с раздельным обучением не входит в рейтинги лучших.

В науке такое явление называется хоторнским эффектом. В конце 20-х годов на заводе города Хоторн (США) провели эксперимент и посмотрели, как освещение связано с производительностью труда. Стоило вкрутить лампочки поярче, как она скакнула чуть ли не вдвое! Вот только и на другой половине завода, где освещение осталось прежним, производительность тоже выросла. Оказалось, дело-то вовсе не в лампочках! А в том, что работницы чувствовали, что вокруг них что-то происходит, на них постоянно смотрят и оценивают, что происходит что-то важное. Вот и старались больше...

Что-то подобное происходит и с раздельным обучением. Дело не в том, что мальчики и девочки учатся раздельно, а в том, что таким классам изначально уделяется больше внимания. Для таких классов отбираются особые, более талантливые учителя - да с ними и в обычном бы классе дети стали учиться лучше.

Но задача школы - не только учить ребенка, но и помочь ему адаптироваться в большом мире. И в том числе научить его общению с представителями противоположного пола. А во взрослой жизни мужчины и женщины живут и работают бок о бок - вне зависимости от того, у кого что там с гормонами, полушариями и абстрактным мышлением.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

ВОПРОС ДНЯ

Надо ли вводить раздельные классы для мальчиков и девочек?

Александр ДРУЗЬ, магистр игры «Что? Где? Когда?»:

- Я категорически против. Дети дичают, когда учатся раздельно. У них начинаются перекосы: девочки общаются только с девочками, мальчики - с мальчиками, а потом - проблемы в общении.

Алексей МАМОНТОВ, президент Московской международной валютной ассоциации:

- Школа - не только обучение, но и воспитание, а оно без женщин невозможно. Защита девочек, оберегание их… У меня отец, который после войны учился в раздельной школе, говорил, что это плохо...

Сергей ЦЫБУЛЬСКИЙ, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2014»:

- Я за раздельное обучение. Но с оговорками. Мне нравится английская система, когда мальчики и девочки в младшей школе учатся вместе, в средней их разводят в разные классы, а в старшей снова соединяют.

Олег СМОЛИН, депутат Госдумы:

- Если это отдельные гражданские учебные заведения, то я скорее против. Если это по системе Базарного (медика и педагога, создавшего систему «здорового образования»), где часть занятий проводится совместно, а некоторые, физкультура, например, раздельно, то такой вариант возможен.

Роман СИЛАНТЬЕВ, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора:

- Раздельное обучение исторически обоснованно. При нем больше возможности концентрироваться на учебе, уменьшается число отвлекающих моментов.

Елена НИКИФОРОВА, мать троих детей:

- Я против. Зачем разделять детей? У мальчиков должно быть общение с девочками и наоборот.

Василич, читатель сайта KP.RU:

- Сколько всего в предложении помочь девочке донести портфель! Ну где еще пацан научится ухаживать за девочкой?

Ирина, слушательница Радио «КП» (97,2 FM):

- Свои школьные годы вспоминаю: когда в классе появлялся красивый мальчик, в каждой девочке пробуждалась маленькая женщина - все сразу же начинали с удвоенной энергией следить за собой.

Ксения КОНЮХОВА true_kpru
 
По теме
За минувшие сутки сотрудники полиции установили лиц по 19 ранее совершенным преступлениям, задержали пятерых преступников, находившихся в розыске, раскрыли один факт причинения тяжкого вреда здоровью, пять краж,
В Ульяновске при пожаре в доме во втором переулке Пензенском едва не погиб мужчина Васса РАССАДИНА В Ульяновске во время пожара в доме в Киндяковке пострадал мужчина | ФОТО: ГУ МЧС России по Ульяновской области Накануне,
Заместитель прокурора Ульяновской области утвердил обвинительное заключение и направил в суд уголовное дело в отношении жителя г. Солнечногорск.
В Ульяновске продолжают следить за паводковой обстановкой. Как отмечают в мэрии, пока обрушившийся на город дождь с мокрым снегом не обострили ситуацию, хотя уже и выпала почти месячная норма осадков.
В Ульяновске на улице Гончарова возле магазина «Летуаль» упали строительные леса и повалили забор Васса РАССАДИНА В Ульяновске на Гончарова возле исторического здания рухнули строительные леса | ФОТО:
В Ульяновске во втором переулке Пензенском загорелся деревянный пристрой к дому Васса РАССАДИНА В Ульяновске во втором переулке Пензенском произошел пожар | ФОТО: ГУ МЧС России по Ульяновской области Сегодня, 27 марта,
Сотрудники МЧС России проводят рейды по пожарной безопасности в частном секторе - ГУ МЧС Ульяновской области Профилактика пожаров в повседневной жизни представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения, окружающей среды и имущества.
ГУ МЧС Ульяновской области
В 2024 году в Ульяновской области продолжится модернизация онкологической службы - Правительство Ульяновской области 27 марта Губернатор Алексей Русских посетил областной онкодиспансер, ознакомился с работой нового оборудования, закупленного по нацпроекту «Здравоохранение», а также обсудил перспективы развития учреждения.
Правительство Ульяновской области
Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного принимает участие в конкурсе на соискание III Всероссийской премии «Оргздрав: лидеры отрасли». - Минздрав Ульяновской области С 25 марта по 10 апреля продлится онлайн-голосование. Больница представила проект «Организация отделения неотложной медицинской помощи детям»,
Минздрав Ульяновской области
IMG_0046.jpg - Ульяновский театр драмы 27 марта губернатор Ульяновской области Алексей Русских поздравил с Международным днем театра коллектив старейшего театра Поволжья – Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова.
Ульяновский театр драмы
Рио-де-Жанейро: тоже является частью Вселенной - UlKul.Ru Выставка «Вселенная BRICS» открылась в Бразилии. С гимна Бразилии и гимна Российской Федерации началась церемония открытия выставки проекта «Вселенная BRICS» в Планетарии Рио-де-Жанейро.
UlKul.Ru