Новости города БезФормата.Ru
Ульяновск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Сергей Баландин: «Искусство не прикреплено к белым стенам галереи»

_M__5954 - ИА Ульяновск-город новостей
_M__5930 - ИА Ульяновск-город новостей
_M__5966 - ИА Ульяновск-город новостей
_M__5932 - ИА Ульяновск-город новостей
_M__5927 - ИА Ульяновск-город новостей
_M__5937 - ИА Ульяновск-город новостей
Фото: ulgrad.ru

Организатор самарской квартирной триеннале — о том, как превратить город в музейное пространство.

В начале июня в Самаре прошла первая квартирная триеннале, доказавшая, что искусство может жить везде: любой горожанин мог открыть выставку у себя в квартире, гараже или офисе. В итоге жители города целую неделю ходили на экскурсии по 22 локациям, а однодневные галереи показывали самые неожиданные экспонаты — от картин и фотоинсталляций до томограмм головного мозга, гигантских скульптур антропоморфных животных и мемов. «Городской конструктор» узнал у Сергея Баландина, как организовать выставочный марафон продолжительностью в семь дней, сколько для этого требуется денег и что нужно, чтобы стать художником.

Почему триеннале нужно небольшим городам

Я занимаюсь искусством с 2004 года: моя первая выставка прошла в одном из кабинетов родной школы, которую я на тот момент три года как окончил, и называлась «Современное искусство — детям». Тогда её посетили 16 человек. Сегодня я работаю сотрудником самарской галереи «Виктория» — здесь я уже четыре года, и мои проекты собирают до сотни зрителей.   

В самарском искусстве не так уж часто появляются новые имена. К нам в галерею приходят письма от художников, которые просят устроить им выставку, но у «Виктории» есть формат, программа и план на год — я бы сказал, что мы не склонны принимать заявки от населения. Примерно так дела обстоят и на других городских культурных площадках. Но значит ли это, что художникам не нужно высказываться? Я всегда считал, что художник должен брать инициативу на себя, создавать инфоповод, — и выставочной площадке совсем не обязательно быть галереей. Даже наоборот, чем необычнее место, тем лучше — я сам начинал именно так.

Мне очень хотелось донести мысль, что искусство не прикреплено к белым стенам галереи, и в сентябре я придумал первую самарскую квартирную триеннале. Идея простая: я предложил художникам и арт-объединениям организовать персональные или групповые выставки и другие мероприятия (перформансы, чтения, видеопоказы, концерты) на своих площадках — в квартирах, мастерских, офисах. Но уже в октябре выяснилось, что существует мировая квартирно-студийная биеннале с похожей концепцией: есть сайт (https://www.wasbiennale.com/), на котором можно зарегистрировать свою галерею в любой точке мира. Я сначала расстроился, что придумал это не первым. А потом подумал: насколько такой масштаб пригоден для России? Это интересная идея для Европы с её маленькими компактными странами, но живя в Саратове, ты вряд ли махнёшь на выставку во Владивосток, поэтому формат городской триеннале куда более эффективен. Для Самары он и вовсе идеален, ведь у нас сравнительно небольшой город, где удобно перемещаться от одной точки до другой. Это хорошая возможность познакомиться друг с другом, сходить в гости. Убедив сам себя, я продолжил работу над мероприятием.

Как всё организовать

Так как я работаю куратором галереи, то воспользовался её ресурсами: именно через неё я организовал приём заявок и информационную поддержку мероприятия. Основная нагрузка по привлечению внимания легла на соцсети «Виктории». А вот работа со СМИ вышла не очень эффективной: мы дали несколько анонсов события, но оказалось, что с журналистами нужно быть настойчивее, звать их постоянно, иначе они забывают о том, что готовится. На открытие проекта к нам приехала одна-единственная съёмочная группа — с телеканала «Губерния».  

Мы решили проводить триеннале летом, когда на улице особенно хорошо, и в конце апреля объявили сбор заявок. За месяц их пришло 25, из которых мы не приняли только одну. Её прислал Союз художников, который хотел провести экскурсию по своей выставке, — совершенно не наш формат.

После отбора участников я проверил местонахождение всех галерей и объединил в маршруты те, которые находились рядом. Наш дизайнер из «Виктории» перевёл их в наглядную карту, распечатал — вот и всё, бюджет мероприятия я оцениваю в полпачки бумаги.

Последний шаг — наметить стартовую точку первого маршрута и подготовиться к ведению экскурсий. Ими занимался я и другие сотрудники галереи.

Как работать с художниками

Конечно, всё прошло не идеально: прямо в дни триеннале у нас слетело две площадки, образовались дыры, и я, как мог, тянул время. Беспокоился, что публика начнёт нервничать, но этого не было: когда людям открываются незнакомые двери квартир и мастерских, ощущение новизны почти невозможно испортить. Закрытие триеннале прошло у Вячеслава Вершинина, владельца городской усадьбы с коллекцией работ его друзей-художников. Я попросил его рассказать группе о картинах, а сам отлучился и пришёл только под конец, когда зрители уже выходили. Спрашиваю: «Было что-нибудь про искусство?» А они: «Нет, но было так интересно!» Оказалось, владелец всю экскурсию рассказывал о том, как делал ремонт в доме, как чинил батареи и перестилал пол, и на этом фоне картины оказались незамеченными.

Содержание выставок стало ответственностью самих авторов. Многие спрашивали, буду ли я их курировать, а я лишь пожимал плечами: суть проекта в том, чтобы добиться от художников инициативы, провалился — виноват сам. Но, что удивительно, не было ни одной неудачной площадки и ни одной, на которую не пришли бы зрители.

Один из самых интересных проектов — выставка Алины Синевой, которая рассказывала, как стала художницей, пережив отношения с художником Фролом Веселым. Выставка проходила в квартире у Фрола — месте, где когда-то развивались их чувства. Это было такое проникновение в интимную сферу: фотоинсталляция очень подробно рассказывала об отношениях, вплоть до принятых у пары сексуальных практик. Ещё были выставлены картины художников и — важный экспонат — томограмма мозга Алины после того, как Фрол её избил. Не все посетители оказались готовы к такой экспозиции. В первый раз на выставку пришли одни студенты, и многие вещи были просто не замечены, но во второй раз Алину посетили люди в возрасте, и обсуждение вышло более взрослым: из набора эротических историй выставка превратилась в драму.  

Самыми впечатляющими площадками триеннале стали гаражи. В одном из них устроила выставку и концерт панк-группа «АХЗЭ». К ним приходили дважды: на первом концерте они сыграли четыре песни, повторили их по три раза и обещали на следующий день исполнить пятую. В итоге вторая группа зрителей слушала уже девять песен. Гараж, в котором они собирали людей, назывался «Бар Бориса»: по легенде, Борис — родственник хозяина гаража, который сделал компот из свежих ягод, перелил его в пластиковую бутылку и умер. С тех пор прошло три года, и ребята решились выставить эту бутылку. Кроме неё, на выставке были поделки из мусора, пивные банки и старый ковёр.

Ещё была выставка молодых художников «Космос наших душ», все авторы которой оказались школьниками. Они заняли какой-то офис, раскрасили его граффити и выставили оригами, костюмы из бумаги и фотографии своих глаз. Это было такое зелёное искусство, но я видел, как активны и инициативны эти люди: у них может многое получиться.

Как собрать зрителей

По нашим подсчётам, за неделю квартирную триеннале посетили 500 человек, но точное количество подсчитать трудно. Получилась самая разная аудитория, от студентов до пенсионеров. В среднем в каждую галерею приходили 20–30 человек, но были и более популярные локации, например музей городских историй Веры Закржевской. Она пустила гостей в свой дом, где стоят фигуры от самарского стрит-арт-художника Влада Клауса. Но больше всего посетителей впечатлил подвал Веры, в котором якобы водятся привидения, — посмотреть на них пришли 150 человек. Ещё одну популярную выставку провёл сайт «Большая Деревня», открывший галерею с мемами про Самару. Там, кажется, и вовсе было человек 200.

Наше мероприятие было рассчитано на обывателей, поэтому на триеннале редко заглядывал кто-то из самарской арт-тусовки. Художники заходили только к собратьям по цеху, приходилось звать каждого лично. Видимо, в этом и есть особенность местной арт-тусовки: люди ходят только на те мероприятия, куда им выдают специальные приглашения. Но, чтобы заниматься искусством, принадлежать к сообществу художников вовсе необязательно: я всегда считал, что для этого достаточно уверенности в себе и внутреннего достоинства.

Как оценить итоги

Мне сложно говорить о художественной ценности отдельных проектов, ведь вся триеннале — это один большой арт-проект. Мы дали людям возможность высказаться и увидели, как они распорядились ею: можно было заморочиться и сделать сложную выставку или просто напоить всех чаем. В любом случае на успех работало чувство гостеприимства.

Самарский куратор Илья Саморуков предложил ввести премию за лучшую площадку, но я отказался. На мой взгляд, тенденция последних десятилетий — это отказ от категорий художественного, эстетического, всех этих «достоин» и «не достоин». Сегодня главное — это дружелюбие. Поэтому на открытии и закрытии триеннале я цитировал Ленина: «Этика — это эстетика будущего». Эту фразу брали на вооружение западные художники в двадцатом веке: они имели в виду, что сегодня наша главная задача — сделать искусством отношение к человеку.

Пока мне сложно оценить успешность проекта, я всё ещё в эйфории от него. Единственное, что я учёл бы на следующий год, — размер команды организаторов: нам не хватало людей, и почти все маршруты приходилось вести мне самому. Это мой недостаток: я не могу делиться с людьми своими проектами и всегда хочу всё сделать сам. Поэтому в последний день триеннале я почувствовал себя невероятно уставшим и после закрытия проспал какое-то невообразимое количество времени.

Но мне кажется, мы сделали то, что хотели: донесли идею «будь инициативным, и, если тебя никуда не зовут, зови к себе сам» — так и становятся художниками.

Читать дальше:
  • 5 причин приехать на «Стрелку» этим летом
  • От "Стрелки" к выстраиванию по струнке: как власть собралась формировать комфортную городскую среду
  • Современное искусство: Россия приехала в Москву
  • Дементьева Марина Анатольевна 1987 Движение снов 2016 х, м. 80х50 - ИА Ульяновск-город новостей12 июля в Картинной галерее на Гончарова, 16 открываются выставки «Молодые художники – 2017» и «Творчество мастеров Ульяновска».
    12.07.2017 ИА Ульяновск-город новостей
    «Золотой ключик» получили юные музыканты - Ульяновская ПравдаКаждый учебный год в Ишеевской школе искусств Ульяновской области начинается с маленькой сказки, в которой появляются новые герои – первоклассники.
    21.10.2017 Ульяновская Правда
    Лучший хор ветеранов выберут завтра в Ульяновске - UlyanovskCity.RuI Открытый городской фестиваль-конкурс «Душой и сердцем молоды» состоится в воскресенье, 22 октября, в 13:00 в ДК имени 1 Мая.
    21.10.2017 UlyanovskCity.Ru
    Радуга акварели Нины Беловой - Музей-заповедник Родина В.И. Ленина26 октября в 14:00 в музее «Симбирское купечество» открывается выставка «Радуга акварели».
    21.10.2017 Музей-заповедник Родина В.И. Ленина
    Представители Ульяновского района стали участниками восьмого областного фестиваля художественного творчества пенсионеров «Золотая осень».
    20.10.2017 Ульяновская Правда
    Губернатор Сергей Морозов примет участие в торжественном мероприятии в честь школ-юбиляров Ульяновской области - Министерство образованияОно состоится 21 октября в 11.00 во Дворце творчества детей и молодёжи (ул.
    20.10.2017 Министерство образования
    Соответствующие изменения внесли в государственную программу «Развитие культуры, туризма и сохранение объектов культурного наследия в Ульяновской области» на 2014-2020 годы».
    20.10.2017 Министерство искусства и культурной политики
    Соответствующие изменения внесли в государственную программу «Развитие культуры, туризма и сохранение объектов культурного наследия в Ульяновской области» на 2014-2020 годы».
    20.10.2017 Правительство Ульяновской области
    23 октября в 15.30 в Музее изобразительного искусства XX-XXI вв. (ул. Льва Толстого, 51) по этому случаю состоится пресс-конференция.
    20.10.2017 Правительство Ульяновской области
    Самые значимые и резонансные видео уходящей недели - Комсомольская правда"КП" публикует наиболее значимые и зрелищные ролики за минувшую неделю [видео] Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ kpchpvideo Камеры наблюдения сняли момент наезда на людей в Харькове Трагический инцидент в Харькове,
    22.10.2017 Комсомольская правда
    Сотрудники Следственного управления поздравили с Днем рождения детский дом - Следственный комитетСотрудники Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области поздравили педагогов и воспитанников детского дома «Остров детства»,
    21.10.2017 Следственный комитет
    20 октября в 03:30 на трассе «Б. Ключищи – Сенгилей» в Ульяновском районе Ульяновской области произошло ДТП.
    21.10.2017 Ульяновская Правда
    Как нашлась тёща. Надежда Косова ушла за грибами и плутала шесть дней - АиФ Ульяновск
    Как нашлась тёща. Надежда Косова ушла за грибами и плутала шесть дней
    Деревенская история со счастливым концом. Дмитрий Лысенко из Тольятти до сих пор под впечатлением от пропажи,
    АиФ Ульяновск
    Сядут за пайки? - Симбирский Курьер
    Сядут за пайки?
    Арестованы совладелец Барышского мясокомбината Михаил Лакшин, владельцы Барышского консервного завода и компании ОПК – все они подозреваются в мошенничестве в особо крупном размере при поставках пайков для Минобороны и Росгвардии.
    Симбирский Курьер
    В Ульяновске идёт проверка по факту эвакуации из-за дымовой шашки в школе - АиФ Ульяновск
    В Ульяновске идёт проверка по факту эвакуации из-за дымовой шашки в школе
    Ульяновск, 19 октября - АиФ-Ульяновск. Прокурорская проверка по факту эвакуации более тысячи учащихся проводится в средней школе №21, где 28 сентября один из учеников привёл в действие дымовую шашку, которую,
    АиФ Ульяновск
    «Золотой ключик» получили юные музыканты - Ульяновская ПравдаКаждый учебный год в Ишеевской школе искусств Ульяновской области начинается с маленькой сказки, в которой появляются новые герои – первоклассники.
    21.10.2017 Ульяновская Правда
    Радуга акварели Нины Беловой - Музей-заповедник Родина В.И. Ленина26 октября в 14:00 в музее «Симбирское купечество» открывается выставка «Радуга акварели».
    21.10.2017 Музей-заповедник Родина В.И. Ленина
    I Открытый городской фестиваль-конкурс хоров и ансамблей ветеранов «Душой и сердцем молоды» состоится 22 октября в 13:00 во дворце культуры имени 1 Мая.
    21.10.2017 Ульяновская Правда
    Карьера Харви Вайнштейна закончилась, но в историю он вошел как один из самых великих продюсеров Фото: EAST NEWS - Комсомольская правда
    Харви Вайнштейн и его непристойные предложения: в Голливуде полыхает самый громкий сексуальный скандал за весь XXI век
    Десятки женщин обвиняют известного кинопродюсера Харви Вайнштейна в домогательствах Денис КОРСАКОВ Пока я думал, что написать о скандале вокруг Харви Вайнштейна , одного из крупнейших голливудских продюсеров рубежа веков,
    Комсомольская правда
    Ульяновский Минкульт объяснил, за что уволили Владимира Ефимова - АиФ Ульяновск
    Ульяновский Минкульт объяснил, за что уволили Владимира Ефимова
    Ульяновск, 19 октября - АиФ-Ульяновск. Пресс-служба министерства искусства и культурной политики Ульяновской области прокомментировала разрыв трудового договора с директором палеонтологического музея Владимиром Ефимовым.
    АиФ Ульяновск
    Возраст творчеству не помеха
    Представители Ульяновского района стали участниками восьмого областного фестиваля художественного творчества пенсионеров «Золотая осень».
    Ульяновская Правда
    «Волга» встретилась с болельщиками - ХК ВолгаТрадиционная встречи хоккейной команды «Волга» с болельщиками, посвящённая началу сезона 2017-2018 годов, состоялась в ЛД «Волга-Спорт-Арена».
    21.10.2017 ХК Волга
    Экперов - ФК ВолгаФК «Волга» поздравляет доктора команды Зияутдина Экперова с днем его рождения!
    20.10.2017 ФК Волга
    С днём рождения, Юрий Евгеньевич! - ХК Волга    Сегодня, 21 октября, день рождения отмечает наш врач Юрий Евгеньевич Смирнов!
    21.10.2017 ХК Волга
    Осечка «Зенита», прыжок «Спартака» - Симбирский Курьер
    Осечка «Зенита», прыжок «Спартака»
    Число 13 обязательно будет для кого-то несчастливым – особенно, если речь идет о футбольном туре.
    Симбирский Курьер
    Метеоры в порту- как памятник славному прошлому. - АиФ Ульяновск
    Река и дорога. Ульяновский грузовой порт отрезан от автотрасс
    Грузовой порт на Волге оказался в блокаде после весеннего оползня 2016 года, ожидание открытия дороги для грузовиков после реконструкции длится вот уже второй год.
    АиФ Ульяновск
    Голова и хвост «Волги» - Симбирский Курьер
    Голова и хвост «Волги»
    Не потерпев ни одного поражения, ульяновская  «Волга»  второй раз подряд  стала победителем домашнего турнира по хоккею с мячом – Кубка «Волга-Спорт-Арены».
    Симбирский Курьер
    Представители УлГТУ на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи: обучение, знакомства, эмоции - УлГТУС 14 по 22 октября в Сочи проходит XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
    21.10.2017 УлГТУ
    I Открытый городской фестиваль-конкурс хоров и ансамблей ветеранов «Душой и сердцем молоды» состоится 22 октября в 13:00 во дворце культуры имени 1 Мая.
    21.10.2017 Ульяновская Правда
    Будущие специалисты по издательскому делу посетили экскурсию в ОАО «Печатный двор» - УлГТУ20 октября студенты 4 курса направления «Издательское дело и редактирование» Ульяновского государственного технического университета посетили экскурсию в ОАО «Печатный двор».
    21.10.2017 УлГТУ
    Проект «Личность» стартует в УлГТУ! - УлГТУ31 октября в 15:00 в читальном зале главного корпуса Ульяновского государственного технического университета стартует проект «Личность».
    21.10.2017 УлГТУ
    В УлГТУ прошла игра «СТО к ОДНОМУ» - УлГТУ19 октября в УлГТУ состоялась увлекательная игра «СТО к ОДНОМУ». Игра прошла на высшем уровне, чувствовалось напряжение участников, конкуренция между командами, но, несмотря на это, все ребята остались довольны.
    21.10.2017 УлГТУ