Новости города БезФормата.Ru
Ульяновск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Беглость неизбежна: историки и преподаватели о том, как учебники влияют на школьников

0280i - ИА Ульяновск-город новостей
0379m - ИА Ульяновск-город новостей
0397i - ИА Ульяновск-город новостей
Фото: ulgrad.ru

В 2015 году список учебников по отечественной истории резко сократился – Министерство образования ввело в школах единый историко-культурный стандарт с указанием всех дат, персоналий, явлений и допустимых оценок ключевых событий. При этом вести уроки по старым учебникам в школах можно до тех пор, пока они не обветшают. Одни школьники занимаются заучиванием дат по методике одного автора, другие читают параграфы сталинистского толка.

Доцент факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге Наталья Потапова с 2012 года занимается исследованием учебников и методов преподавания истории в школе. В этом году Потапова провела наблюдения в 11 школах Санкт-Петербурга и Ленобласти. С выводами исследовательницы и мнениями других историков ознакомился автор «Заповедника» Роман Королёв на дискуссии в Сахаровском центре.

Плюрализм и умалчивание

В девяностые годы учебники по отечественной истории исчислялись десятками. Автору требовалось договориться с одним из российских издательств и после выпуска печатной версии отправить учебник на экспертизы – в Институт российской истории РАН и в один из институтов Российской академии образования. После экспертиз учебник поступал в Министерство образования и получал гриф на разрешение преподавать по нему историю в школе. Дальнейшую судьбу учебника определял рынок: выбор издания зависел только от учителя и администрации школы.

«Учебников было много, и они содержали разные, порой противоположные позиции и методы обучения. Учебник Пчёлова предлагал школьникам представить себя в исторических ситуациях, например, на демонстрации, сформулировать свои требования. Учебник Чубарьяна учил детей работать с документами и предлагал самим освоить методы исследования, – рассказывает Наталья Потапова. – Новые учебники, в отличие от предшественников, не содержат аналитических статей. Считается, что можно рассказывать детям о высшей математике, сложных физических и химических явлениях, но когда речь идет о гуманитарных науках, о понимании сложных процессов, школьники до этого будто не доросли».

Учебники с критическим взглядом на историю страны в списке допущенных к преподаванию были недолго. С издания «Отечественная история двадцатого века» под редакцией Долуцкого министерский гриф сняли через два года после его получения. Автор писал об агрессивной внешней политике России и захваченных ей территориях, давал крайне негативные оценки личности Николая II, семьи Романовых и современного российского режима.

После запрета книги Долуцкого в учебниках истории тема репрессивной внешней политики России больше не поднималась. Так, в учебнике Данилова и Косулиной вместо этого есть параграфы об участии страны в международных конференциях для решения конфликтов между государствами.

В тему:

  • Бесплатные учебники, дефицит кадров и ремонт. Как готовят школы к 1 сентября? Репортаж
  • Начинаются школьные ярмарки
  • Ужесточают условия для губернаторской стипендии
  • Четверо ульяновцев победили во Всероссийском конкурсе имени Выготского
  • Требуют вернуть детский сад

  • Фото: Юрий Галеев/ Архив проекта «Российская повседневность»
    Ученики сидят за партами в классной комнате на уроке на фоне стены, 1969г.

    Встречались и скандальные издания. Учебник для 11 класса «История России. 1900–1945» и «Книги для учителя» по отечественной истории за период с 1946 по 2006 годы под редакцией Филиппова подверглись критике за спорные исторические оценки. Филиппова обвинили в оправдании сталинизма, сознательном занижении числа жертв политических репрессий и умалчивании неудобных вопросов – в учебнике ни разу не встречалось слово «Катынь», жертвы Голодомора и депортации не включались в число репрессированных. Дискуссия с участием историков вокруг учебника Филиппова продолжалась два года, тем не менее в некоторых школах по нему историю преподавали и преподают до сих пор.

    «По старым учебникам в школах могут вести уроки до тех пор, пока не достигнут физического износа, – говорит историк, автор методических пособий Леонид Кацва. – Потом образовательные учреждения должны перейти на новые, соответствующие стандарту, утвержденному Министерством образования в 2015 году. Таких учебников в списке всего 14».

    Нравоучительные протесты

    «С 2015 года единый историко-культурный стандарт впервые начал определять методы, по которым должны вестись уроки, – говорит учитель истории Андрей Демидов. – Стандарт содержит крайне развернутый список персоналий: фактически, он подробнее списка вопросов для ЕГЭ. При этом стандарт предусмотрен для всех, а экзамен по отечественной истории до 2020 остается выборным. Хочешь, не хочешь – все равно должен выучить. Принципиальных замечаний у меня к новым учебникам нет, но по программе ХХ века возникает вопрос: как синхронизировать всеобщую историю и отечественную?»

    Исследователь Наталья Потапова подтверждает, что в учебниках показана история отдельно взятой страны, которая не вовлечена в международные процессы, в том числе в международное экономическое пространство, если говорить о ХХ веке. При этом она всегда находится во враждебном окружении, борется за незыблемость своих границ и присоединенных территорий.

    «В 1937 г. осложнилась международная обстановка. Гражданская война в Испании, вторжение Японии в Китай свидетельствовали о нарастании опасности новой мировой войны. В этих условиях Сталин принял решение о генеральной чистке советского общества от потенциальной “пятой колонны”» – это цитата из учебника истории для 10 класса под редакцией Торкунова. Наталья Потапова считает, что это один из примеров неявного оправдания репрессий. Под термином «пятая колонна» в учебнике обозначаются внутренние враги, тайные агенты, осуществляющие саботаж и диверсии.

    «Протесты в новых учебниках представлены организованными и опасными, – говорит Потапова. – Еще в марксистских учебниках стихийные выступления обязательно заканчивались гибелью. Очень сочными мазками показывались страшные страдания и смерть рабочих, Кровавое воскресенье, казаки, которые топчут людей копытами. Этот кошмар продолжался до тех пор, пока протест не возглавляла РСДРП(б). Даже учебник Данилова и Косулиной довольно много пишет про студенческие протесты, про манифестации, про забастовки, про стачечное движение, но к чему все это приводит? К образованию партий. И это возвращение старой советской модели. В учебниках показано, что как только начинается стихийный протест, тут же начинается кровопролитие, и в этот момент государство отказывается от реформ.

    Авторы учебников пишут, что любой протест приводит к ужесточению режима, кто бы ни победил в результате, а главная беда, с которой столкнутся революционеры, – это суровые репрессии. Революционеры рискуют не только собственными жизнями, но и своих близких, их семьи и дети голодают. О том, что ждёт тех, кто решился на протест, подобрано очень много цитат в ЕГЭ и в учебниках».

    Одним из главных действующих лиц в учебниках нового поколения становится Русская православная церковь. РПЦ, по словам Потаповой, всегда поддерживает правительство, каким бы оно ни было (колчаковским, большевистским, советским, постсоветским) и благословляет на меры, которые оно считает необходимым. При этом многих историков церкви (в том числе самих служителей РПЦ) такой подход шокировал: они предпочитали говорить о репрессиях и катастрофе тридцатых годов.

    «Во время Великой Отечественной войны РПЦ стала главным организатором победы вместе с Иосифом Сталиным, о чем говорит учебник истории для 10 класса под редакцией Торкунова, – считает Потапова. – “Под руководством Сталина произошло объединение народов многонационального государства вокруг русского народа”. Учебник под редакцией Загладина также говорит о том, что причиной победы была “эффективность действий советского аппарата”, которая “обеспечивалась не только продуманной партийно-государственной пропагандой и безжалостными репрессиями, но и доверием народа к своим лидерам, прежде всего, Сталину”. Со времен оттепели о Сталине как об организаторе победы речь не шла ни в одном учебнике. Учебник Филиппова был исключением, но, на мой взгляд, Филиппов пытался помягче продать эту идею. У него Сталин был “эффективным менеджером”. Новые учебники истории не оправдывают репрессии, но признают, что без них было бы невозможно существование того общества, построением которого мы должны гордиться, и приписывают Сталину победу в Отечественной войне».

    «В учебнике Филиппова говорится прямо: были репрессии? Были. А по-другому было нельзя. Во всех учебниках присутствуют два недостатка: во-первых, беглость, во-вторых, то, что неудобные страницы истории в них просто вымараны, – говорит историк Леонид Кацва. – Мой любимый пример – это история присоединения Прибалтики. Из российских учебников вообще невозможно понять, что войска вводились туда в два этапа. Просто были заключены договоры о взаимопомощи, введены войска, прошли выборы и случилось присоединение. То, что эти выборы проходили, как в Советском Союзе, на безальтернативной основе, в учебниках умалчивается. Нет там и терминов “экспансия”, “репрессии” или “оккупация”. В учебниках выпуска девяностых годов те же события описывались гораздо более правдиво, и в них рассказывалось о репрессивной политике, которая проводилась на Западной Украине и в Прибалтике».


    Фото: Юрий Галеев/ Архив проекта «Российская повседневность»
    Группа мальчиков выстроена в линейку перед лесом. В руках у них тетради, 1969г.

    Небронзовый Маринеско

    Среди информантов в исследовании Потаповой были учителя из конкурсных комиссий, проверяющих результаты ЕГЭ. Они по несколько раз сами проходят тесты, и до тех пор, пока не научатся давать правильные ответы, к проверке результатов экзаменов их не допустят. Есть консультант, который выступает третейским судьей, и в случае конфликтной ситуации его мнение оказывается решающим, но этот человек сам преподаватель истории, а не представитель министерства.

    Когда Потапова и ее студенты занимались подготовкой к проекту, они полагали, что решающую роль в организации учебного процесса играет Министерство образования. Оно рекомендует одни учебники и запрещает другие, а школы вынуждены выполнять эти инструкции. В реальности же преподаватели говорили не о контроле со стороны министерства, а о ЕГЭ и том, что без него они бы чувствовали себя свободнее.

    Наши информанты много жаловались на то, что у них очень мало времени, из-за концентрической системы, – в ней предмет полностью изучается до 9 класса и повторяется в 10–11-м. «Учителя о многом не успевают рассказать, – пересказывает Потапова. – Им задаешь вопрос: “А как вы рассказываете о репрессиях?” – “Да мы еле-еле успеваем перечислить основные факты, хронологию, чтобы дети запомнили, мы не успеваем”. Я задаю им вопрос: “Ну, а если бы вы успели, что бы вы рассказали?” Они говорят: “Ну, о том, как по-разному люди вели себя в это сложное время, как они по-разному реагировали на вызовы, и если бы мы говорили о блокаде, мы бы тоже говорили о том, как по-разному выживали люди”. “Я бы рассказывала про Маринеско, – говорит одна из учительниц, – какой он был небронзовый, какой он был человек, как он пил, как он опаздывал на корабль”. Она понимает, что правда о войне должна быть бронзовой. В истории о Маринеско, который выпивает, уже есть фронда, потому что памятники не пьют и на корабли не опаздывают. Она считает себя свободной говорить о войне, но на уроках об этом не рассказывает, ее рассказ о войне построен точно так, как в учебниках».

    Война в учебниках представляется абстрактным знанием. От ученика требуется заполнение контурных карт – направлений движения армий и мест сражений. На войне уничтожают не людей, а некие «батареи», солдаты не гибнут, а выполняют операции, совершают подвиги и мужественно исполняют свой долг. По мнению социологов, сведение войны к такой абстракции чревато распространением милитаристской идеологии.

    При этом учителя, судя по тому, как они отвечали на вопросы, прекрасно понимают, что о Великой Отечественной войне можно рассказывать по-другому, что есть много фильмов, мемуаров и кинохроник, которые они могли бы продемонстрировать своим ученикам. Останавливает их то, что на ЕГЭ никаких кадров из кинохроники не будет, а будут стандартные вопросы о ходе Сталинградской битвы.

    «Левитан называл цифры захваченных пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от <столицы>. Я слушала – и не верила ушам. Счастье, невыразимая радость заливала меня, <...> слёзы радости текли из глаз…», – эта цитата из воспоминаний историка Гутновой – единственные мемуары, цитата из которых приводится в вопросах по ЕГЭ, и здесь тоже ничего нет про потери и травмы.

    Крепостные миллионеры

    «Неправительственные организации добились еще, по-моему, в 2003 году того, чтобы о Холокосте появилось упоминание в школьных учебниках истории, – объясняет Наталья Потапова. – Требование рассказывать о Холокосте входит в единый общеобразовательный стандарт. При этом ни на одном уроке мы не застали того, чтобы учителя рассказывали или даже вообще упоминали про Холокост. Почему? “Ну, слушайте, у нас мало времени”, “мы свободны, но у нас мало времени”. Некоторые учителя говорят: “Ну, это же дети, зачем мы будем говорить с ними про трупы? Им станет страшно. Мы будем говорить с ними про радость, про победу, про захваченных пленных, про военные трофеи».

    В тестах ЕГЭ не спрашивают о фактах национализма и русификации, как и о том, как проистекали исторические процессы на окраинах России у разных народов. На экзамене это не проверяют, а в учебных пособиях содержится ничтожно мало информации даже по сравнению со сталинскими учебниками. Последние показывали СССР окруженным кольцом противников, но при этом его все-таки населяла семья народов, и хотя бы пара абзацев о жизни этих народов в нем были. Сейчас же, по словам Потаповой, учебники ограничиваются утверждениями о том, что на национальных окраинах у нас есть военные базы, и это хорошо, потому что выгодно с точки зрения обороны.

    «Я горячий противник ЕГЭ, и мало кто столько написал всяких гадостей против такой формы проверки знаний по истории, литературе и обществознанию, как я, но должен сказать, учителя опасаются вступать в дискуссии и ограничиваются фактическим набором знаний не из-за формы экзамена, а из-за программы, – утверждает Кацва. – Когда были устные экзамены, на них тоже про Холокост не спрашивали, а спрашивали про блокаду и ход Сталинградской битвы. Беглость неизбежна. Учителя, которые говорят, что им не хватает времени, не лукавили, а ссылались на объективную ситуацию. Мы до девяностых годов вообще не доходим чаще всего, а иногда и до более ранних периодов ».

    Выпускнику, который рассчитывает сдать ЕГЭ по истории на высокий балл, потребуются навыки экскурсовода и коллекционера: он должен уметь датировать марки и медали, ориентироваться в московских зданиях, хорошо помнить даты и имена, и в общем, может ничего знать о причинах исторических событий.

    В вопросах для ЕГЭ, взятых с сайта Федерального института педагогических измерений, содержится следующий отрывок из воспоминаний купца Николая Вишнякова: «Рассказывали, что такой же политики держались и Шереметьевы. У них некоторые крепостные были владельцами мануфактур и достигали миллионных состояний и, тем не менее, несмотря ни на какие предложения, не отпускались на волю. Шереметьев говорил: “Пусть платят… оброки… Я горжусь тем, что у меня крепостные – миллионеры”. В вопросе экзаменуемый должен указать, в каком году было отменено зависимое положение крестьян, и в чем проявлялась зависимость состоятельных крестьян (торговцев, промышленников) от помещиков».

    Таким образом, получается, что закрепощение крестьян – это не только барщина и невыносимые условия труда, но и крестьяне-миллионеры, которые с формальной точки зрения были ущемлены перед судом, но на практике обладали большими правами, чем свободные люди, просто потому, что были богаче.

    Экзаменуемому же достаточно знать, когда такое положение вещей имело место и когда отменили крепостное право. «Американцы проводили наглую политику, бесцеремонно вторгаясь на территорию соседей, да и не только соседей», – вот еще один тезис из ЕГЭ, который не предполагает никакой рефлексии, его нужно датировать.

    Некоторые вопросы требуют от экзаменуемого умения отстаивать противоположные точки зрения. Характерный пример такого вопроса «Распространение панславистских настроений». От ученика требуют выдвинуть аргументы за и против того, что для России выгодно участвовать в экспансии и воевать на чужих территориях.

    «Такая форма ответов появилась буквально пару лет назад, – замечает Потапова. – К сожалению, у нас не было возможности посмотреть, как дети отвечали на эти вопросы раньше, доступа к этому банку данных, насколько я понимаю, нет ни у кого из социологов. Зачем вообще нужен такой странный навык, когда мы говорим о причинах? Нас призывают тренироваться и слушать аргументы друг друга, но не мимикрия ли это? Будут ли экзаменаторы работать с ответами, в которых школьники будут выражать собственное мнение? Они не готовы снижать за это оценки, но это будут совсем не те знания, на производство которых работают современные учебники и информационные технологии. Мне кажется, нам нужно добиваться общественного контроля над результатами ЕГЭ, это очень важный инструмент, даже более важный, чем учебники. Они представляют себе историю как россыпь фактов и умение аргументировать обе позиции. К чему приводят такие практики? Кого мы готовим? Экскурсоводов, коллекционеров, эрудитов, конформистов – кого?» Однозначного ответа в нашем исследовании нам найти так и не удалось.

    Публикации Натальи Потаповой об исследовании в школах:

    Дидактика конфликта: война 1812 года в учебниках истории // Новое литературное обозрение. № 118 (6/2012)
    «Дом Романовых», монархическая идея и модели власти на страницах школьных учебников
    Безразличие неразделенного патриотизма: Отечественная война 1812 в школьных учебниках юбилейного года // Два века в памяти России. 200-летие Отечественной войны 1812 года.

    РОМАН КОРОЛЁВ, http://zapovednik.space/material/beglost-neizbezhna

    Читать дальше:
  • Бесплатные учебники, дефицит кадров и ремонт. Как готовят школы к 1 сентября? Репортаж
  • Начинаются школьные ярмарки
  • Ужесточают условия для губернаторской стипендии
  • Четверо ульяновцев победили во Всероссийском конкурсе имени Выготского
  • Требуют вернуть детский сад
  • Обеспеченность школьными учебниками - администрация г. ДимитровградНа 22 августа обеспеченность школ Димитровграда составляет 99,3 процента.
    22.08.2017 администрация г. Димитровград
    Товары для школы в России подорожали - UlyanovskCity.RuСобрать ребенка в школу стало дороже - цены растут вместе с детьми. Как пишет информагентство INNOV.RU, цены на школьные принадлежности выросли на 10-15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
    17.08.2017 UlyanovskCity.Ru
    В этом году в школах Ульяновска появится более 130 тысяч новых учебников.
    16.08.2017 Ulpravda.Ru
    Ульяновские школы почти на 100% укомплектованы учебниками - Мэрия города УльяновскаВ этом году в школах Ульяновска появится более 130 тысяч новых учебников.
    16.08.2017 Мэрия города Ульяновска
    Ульяновские школы укомплектованы учебниками - UlyanovskCity.RuВ новом учебном году в школах Ульяновска появится более 130 тысяч новых учебников.
    16.08.2017 UlyanovskCity.Ru
    IMG_0369 - ИЦАЭ16 февраля в кафе «Баскин Роббинс» прошло научно – популярное ток - шоу «Наука.
    17.02.2018 ИЦАЭ
    2 марта УлГПУ им. И.Н. Ульянова приглашает учащихся 8-9 классов на выставку летнего профильного отдыха «Университетский калейдоскоп» - УлГПУ2 марта 2018 года Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
    17.02.2018 УлГПУ
    В Ульяновской области обсудят инновационные формы работы по профессиональному самоопределению школьников - Министерство образования17 февраля в 10.00 на базе авиационного колледжа – Межрегионального центра компетенций (пр-т Созидателей, д.13) Губернатор Сергей Морозов проведёт тематическое совещание.
    16.02.2018 Министерство образования
    В Ульяновской области пройдут отборочные испытания по программированию среди учащихся - Министерство образованияРегиональный этап Интеллектуальной олимпиады ПФО среди школьников состоится 17 февраля в 10.00 на базе УлГТУ (ул.
    16.02.2018 Министерство образования
    Губернатор Сергей Морозов вручит награды активистам Ульяновского регионального отделения Российских студенческих отрядов - Министерство образованияТоржественное мероприятие состоится 17 февраля в 16.30 в киноконцертном комплексе «Современник» (ул.
    16.02.2018 Министерство образования
    В Отделе по конвоированию совместно с Советом ветеранов УИС проведено патриотическое мероприятие для молодежи - УФСИН по Ульяновской областиС целью патриотического воспитания молодежи в Отделе по конвоированию УФСИН России по Ульяновской области было проведено мероприятие для учащихся Ульяновского авиационного колледжа.
    16.02.2018 УФСИН по Ульяновской области
    Вниманию жителей Ульяновской области! - Министерство образования21 февраля с 9.00 до 15.00 Министерство образования и науки Ульяновской области проводит «прямую телефонную линию» по назначению стипендий Губернатора.
    16.02.2018 Министерство образования

    16.02.2018 Управление образования
      Заседание пройдет 17 февраля в 12.00 в Ульяновском авиационном колледже – Межрегиональном центре компетенций (пр-т Созидателей, д. 13).
    16.02.2018 Министерство внутренней политики
    Заседание пройдет 17 февраля в 12.00 в Ульяновском авиационном колледже – Межрегиональном центре компетенций (пр-т Созидателей, д. 13).
    16.02.2018 Правительство Ульяновской области
    Димитровград присоединится к Единому дню сдачи ЕГЭ для родителей, который пройдет 20 февраля.
    16.02.2018 Trisosny.ru
    IMG_0369 - ИЦАЭ16 февраля в кафе «Баскин Роббинс» прошло научно – популярное ток - шоу «Наука.
    17.02.2018 ИЦАЭ
    2 марта УлГПУ им. И.Н. Ульянова приглашает учащихся 8-9 классов на выставку летнего профильного отдыха «Университетский калейдоскоп» - УлГПУ2 марта 2018 года Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
    17.02.2018 УлГПУ
    Крушение Ан-148: в Ульяновском институте пилотов некому обучать - АиФ УльяновскУльяновск, 16 февраля - АиФ-Ульяновск. В сообщениях о расследовании катастрофы Ан-148 все чаще говорится о «человеческом факторе».
    16.02.2018 АиФ Ульяновск
    В ульяновском педуниверситете «вырастят» ветеринаров - Ulpravda.Ru
    В ульяновском педуниверситете «вырастят» ветеринаров
    Без науки наша жизнь давно уже невозможна.  Нужна она в бытовой жизни, что уж говорить про отрасли, которые издавна связаны с высокими технологиями.
    Ulpravda.Ru
    В Ульяновске не отменят занятия из-за морозов, только в селах - АиФ Ульяновск
    В Ульяновске не отменят занятия из-за морозов, только в селах
    Ульяновск, 15 февраля - АиФ-Ульяновск. В администрации Ульяновска сообщили, что занятия в городских школах 15 февраля отменять не будут, как об этом сообщалось ранее , поскольку днем в областном центре всего -11 градусов.
    АиФ Ульяновск
    Интеллектуальная командная игра «Россия Православная» состоялась в Ульяновске
    15 февраля во дворце творчества детей и молодежи в Ульяновске прошла командная интеллектуальная игра брейн-ринг «Россия Православная».
    Ulpravda.Ru
    Вынесен приговор в отношении жителя Ульяновска, изобличенного в преступной небрежности, чуть не повлекшей смерть человека.
    17.02.2018 Ulpravda.Ru
    Вообразил себя самураем? В Ульяновске юноша продырявил себе живот ножом - АиФ УльяновскУльяновск, 17 февраля - АиФ-Ульяновск. 11-классник с проникающим ножевым ранением брюшной полости, которое нанес себе сам, сообщает региональное УМВД.
    17.02.2018 АиФ Ульяновск
    50-летний отец в Ульяновской области регулярно насиловал 17-летнюю дочь - АиФ УльяновскУльяновск, 16 февраля - АиФ-Ульяновск. Уголовное дело в отношении 50-летнего жителя Барышского района, обвиняемого в регулярном изнасиловании собственной несовершеннолетней дочери,
    16.02.2018 АиФ Ульяновск
    Банда мошенников из Оренбуржья грабила ульяновских пенсионеров по телефону - АиФ Ульяновск
    Банда мошенников из Оренбуржья грабила ульяновских пенсионеров по телефону
    Ульяновск, 16 февраля - АиФ-Ульяновск. Лишены свободы члены ОПГ из Оренбургской области, звонившие ульяновским пенсионерам и обманом получавшие с них деньги, сообщает региональная прокуратура.
    АиФ Ульяновск
    Жителя Ульяновской области осудили за телефонное «минирование» - АиФ Ульяновск
    Жителя Ульяновской области осудили за телефонное «минирование»
    Ульяновск, 16 февраля - АиФ-Ульяновск. Приговорен к лишению свободы 29-летний житель Димитровграда Ульяновской области за ложные сообщения о готовящихся взрывах, сообщает прокуратура Ульяновской области.
    АиФ Ульяновск
    Слева направо: Алексей Никитченко, Алексей Грачев, Борис Кармалеев. - АиФ Ульяновск
    Почему падают самолеты?
    По крайней мере у троих погибших в катастрофе Ан-148 обнаружились связи с Ульяновском.
    АиФ Ульяновск
    Елена Николаевна. 90-е годы. - АиФ УльяновскО том, за что в Ульяновской области не любят краеведов, рассуждает литератор Геннадий Демочкин.
    17.02.2018 АиФ Ульяновск
    Такой Алексей Насонов (слева) в сериале «Детективы» - готовый на любые хитрости сыщик... - Комсомольская правдаАктер стал популярным после главной роли в многосерийном фильме «Детективы», который идет уже 12 лет - сначала на Первом канале,
    17.02.2018 Комсомольская правда
    Начало 2018 года для хореографического коллектива «Ритмограция» из Краснореченского клуба (художественный руководитель - Екатерина Радаева) Ульяновской области сложилось удачно.
    17.02.2018 Ulpravda.Ru
    Гении Ульяновской области: отправляемся на родину Пластова и Языкова - Ulpravda.Ru
    Гении Ульяновской области: отправляемся на родину Пластова и Языкова
    Этот маршрут позволит путешественнику познакомиться с выдающимися личностями Симбирской земли, известных своими произведениями во всем мире: художником А.А.
    Ulpravda.Ru
    Афиша ulpravda.ru на выходные: выбери валенок, почувствуй джаз, отведай блинов - Ulpravda.Ru
    Афиша ulpravda.ru на выходные: выбери валенок, почувствуй джаз, отведай блинов
    Ближайшие выходные приблизят к нам весну, потому проводить зиму надо на широкую ногу.
    Ulpravda.Ru
    Детская афиша ulpravda.ru на выходные: Махнем на Луну, спасем масленицу - Ulpravda.Ru
    Детская афиша ulpravda.ru на выходные: Махнем на Луну, спасем масленицу
    В ближайшие выходные детвору будет весело как в музеях и театрах, так и на в парках и площадях Ульяновска.
    Ulpravda.Ru
    Звёздные гости болели за «Волгу» - ХК ВолгаИзвестные российские актёры посетили матч «Волга» - «Байкал-Энергия». Алексей Булдаков и Анна Уколова принимают участие в съёмках фильма «БезИмянный» на территории Ульяновской области.
    17.02.2018 ХК Волга
    Впервые за месяц «Волга» одержала победу в чемпионате России по хоккею с мячом.
    18.02.2018 Ulpravda.Ru
    Три претендента на две медали: интриги мини-футбольного чемпионата - Ulpravda.RuВ чемпионате Ульяновска по мини-футболу среди команд Суперлиги сыгран предпоследний тур.
    17.02.2018 Ulpravda.Ru
    Превосходили американцев во всех компонентах игры. У соперника шансов не было никаких Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН - Комсомольская правда
    Вячеслав Фетисов: «Вижу нашу сборную по хоккею в финале Олимпиады»
    Прославленный хоккеист, двукратный олимпийский чемпион рассказал "Комсомолке" об игре россиян на олимпийском турнире Максим ЧИЖИКОВ Сегодня наша хоккейная сборная обыграла всухую американцев – 4:0,
    Комсомольская правда
    Сборная России выиграла турнир в своей группе с 6 очками Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН - Комсомольская правда
    Итог матча Россия - США на Олимпиаде в Пхенчхане: наши разгромили американцев 4:0
    Две шайбы в ворота соперников команды Олега Знарка забросил Илья Ковальчук Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin Хоккеисты сборной России в субботу, 17 февраля, завершили свои выступления на групповом этапе Олимпиады 2018 в Пхенчхане.
    Комсомольская правда
    Украинка Алена Савченко и француза Бруно Массо, выступают под флагом Германии Фото: REUTERS - Комсомольская правда
    Чемпионка Алена Савченко: В моей победе есть заслуга и советской школы
    Наш спецкор на Олимпиаде в Пхенчхане Дарья Асламова поговорила с немецко-украинской фигуристкой после ее победы в соревнованиях спортивных пар Дарья АСЛАМОВА «Аааа!» - вопит толпа немцев.
    Комсомольская правда
    Фабрика проектного финансирования, дружба с Philips и поддержка собственников МКД: первый день работы делегации Ульяновской области в Сочи - Ulpravda.RuСегодня в городе-курорте открылся Российский инвестиционный форум. В нем участвует и делегация нашего региона во главе с губернатором Сергеем Морозовым.
    15.02.2018 Ulpravda.Ru
    Экс-заместитель правительства Ульяновской области Николай Маркин скончался сегодня ночью в Ульяновске.
    16.02.2018 Ulpravda.Ru
    Артисты проведут творческие встречи на кинофестивале имени Валентины Леонтьевой.
    16.02.2018 Правительство Ульяновской области
    Жителя Ульяновской области осудили за телефонное «минирование» - АиФ УльяновскУльяновск, 16 февраля - АиФ-Ульяновск. Приговорен к лишению свободы 29-летний житель Димитровграда Ульяновской области за ложные сообщения о готовящихся взрывах, сообщает прокуратура Ульяновской области.
    16.02.2018 АиФ Ульяновск
    Заседание пройдет 17 февраля в 12.00 в Ульяновском авиационном колледже – Межрегиональном центре компетенций (пр-т Созидателей, д. 13).
    16.02.2018 Правительство Ульяновской области