Выставка одной картины. Посвящается Николаю Аркадьевичу Пластову

Сегодня, 21 января, день памяти Николая Аркадьевича Пластова - советского художника, Заслуженного художника России, мастера жанровых сцен, пейзажей и портретов, сына известного народного художника Аркадия Пластова.

Николай Аркадьевич стал свидетелем жизни своего отца, он наблюдал за рождением многих его картин и часто становился их героем.

Он родился в 1930 году в семье художника Аркадия Александровича и Натальи Алексеевны (урождённой Фон Вик).

Николаю было чуть больше года, когда в Прислонихе произошёл страшный пожар, который поглотил в том числе и дом Пластовых. Это было непоправимое несчастье — огонь уничтожил не только дом, но и все, что было создано Аркадием Александровичем. В ту пору ему было около сорока лет. После такого потрясения Пластов очень сильно заболел. Лежал неделю без сознания. Позже в воспоминаниях он написал: «У меня сгорел дом и все вообще имущество. Все, что до сего времени я написал, нарисовал, - все пропало в пламени, стало пеплом.
С этого времени я перестал принимать участие в полевых работах. У меня остался один огород и корова. Надо было восстанавливать погибшее, и в темпах чрезвычайных. Это было время, когда я медленно подходил к тому, как сделаться наконец художником".

После трагедии 31-го года Аркадий Александрович неустанно работает, с кистью и мольбертом практически не расстаётся. Зимы художник жил в Москве, а по весне возвращался в родную Прислониху, где его ждали жена и маленький сын.

Николай Аркадьевич Пластов тоже вспоминал отца, постоянно работающего: «Я никогда не видел отца в те годы отдыхающим, с восхода и до глубокой ночи он переходил от дела к делу, наквитывая все, что сгорело, догоняя товарищей, выколачивая скудные копейки постоянной работой по техническому плакату. Видимо, жили мы в то время крайне бедно, все было на счету. Я помню, как ребенком любил играть под большим станом, на котором были натянуты одеяла для стежки. Мать стегала их соседям, добиваясь лишней десятки. Отец делал рисунки павлинов для этого, что поражало односельчан до крайности. В долгие зимние вечера я так и засыпал на лоскутах под крышей, а отец и мать сидели допоздна и выстегивали терпеливо очередного павлина».

Будучи подростком (в годы войны) Николай уже выполнял всю мужскую работу по дому, при этом ходил в школу в соседнее село Языково за шесть километров и, конечно, рисовал. Он и не представлял для себя иного пути, пути художника. Отец был для Николая Пластова первым и главным учителем на всю жизнь. Письма Пластова к сыну были полны заботой о его душе, любовью, и вместе с тем — в них четкие профессиональные наставления. Вот некоторые из них:

«Умоляю тебя — не теряй теперь времени даром. Поработай акварелью покрепче. Если нельзя с натуры, то как бы с натуры, очень вольно, не придерживаясь рабски оригинала, копируй мои этюды голов. Не бойся некоторого уклонения от оригинала. Старайся сохранить самую суть, то есть чтобы голова лепилась, казалась выпуклой, звонкой, сильной по цвету. Постарайся сделать в натуральную величину, или чуть поменьше руки у бабы Сони или бабы Оли. Делай смело, без дрожи, в тенях прозрачно, на свету постарайся увидеть перламутровость поверхности. Если будешь делать на темном фоне, делай и фон, а хорошо бы на чем-нибудь белом, светлом» (20 ноября 1944 г.)

«Пиши акварели как можно легче и цветнее, согласованнее в цвете. Для этого посмотри Веласкеса, Серова или Репина, Сурикова. В их работах ты, присмотревшись, увидишь изумительную гармонию, изысканнейшее соединение тонов. Избегай пестроты лоскутного одеяла» (20 декабря 1944г.).

«С большим вниманием и удовольствием прочитал твои письма. Знай, милый сынка, что радостью бьется мое сердце и гордостью, когда я читаю о том, что ты пишешь и рисуешь и не кичишься достигнутым, а относишься вдумчиво и критически. Это очень верно, это так и нужно - вот этот здравый взгляд на вещи, на себя, на свои поступки, на движенье своих мыслей. своего сердца. Через это достигается то беспокойство духа, плодотворное и творческое, без которого немыслимо никакое движение вперед. Всегда держись этой троицы: веры, что делаешь то, что нужно, надежды, что у тебя хватит силы на это, и любви к этому делу. Конечно, насильно не следует приневоливать себя ни к чему, но дисциплина духа должна быть всегда на высоте. Ведь бывают моменты, особенно у таких молодых, как ты, когда беспечная мысль, что все успеется, завладевает человеком так сильно, что начинается беспорядочный разброс сил и туда и сюда, и вообще впустую. Вот тут-то и должна быть стержнем поведения мысль, что работать надо систематически, никогда не отступая от планомерного упражнения в любимом деле. Ведь никогда не придет в голову в какой-то момент взять да и бросить дышать, например. Впереди времени, мол, много, еще надышусь. Так и эта работа. Она должна быть ритмична и неустанна, как биение нашего сердца. Иногда послабже, иногда поинтенсивнее, но безостановочна, неусыпна - и тогда какая будет радость пожинать плоды умных и прекрасных трудов своих» (13 января 1946 г.).

«Ты вот пишешь несколько раздраженно о тех, кто не понимает лирики Чехова или Левитана и т.п. Плюнь на это. Наши ворота, корова, собака и т.д. ведь тоже ничего в этом не смыслят, и стоит ли на них за это рычать. Не стоит игра свеч, тем более что вряд ли все перечисленные тобой субъекты персонально в этом виноваты, ты думаешь, что, пофыркивая на них, ты им или себе что-нибудь докажешь. Нет. Так сложилась у них судьба. Алмаз, блистая бриллиантом в перстне, вряд ли имеет право поплевывать на алмаз, находящийся где-нибудь в глубине земли. Чем тот виноват, что его не вытащили на свет божий, не гранили, не вставили в кольцо? Обстановка, жизненные условия — страшная вещь, сынок, и поэтому надо в жизни больше думать о том, как бы оправдать затраченные на нас силу и средства, любовь и внимание, непрестанно ускоряя свой шаг навстречу открывшейся твоему взору правде. Людей этих, обездоленных и окорначенных жизнью, надо жалеть и помогать по силе возможности чего-нибудь понять из того, что еле-еле им брезжит. Конечно, все это правда, что воображение и разумение их кургузора и часто смешно и нелепо, но, милый мой сынка, когда ты будешь много старше и опытнее в жизни, ты с горечью увидишь, что даже с большими данными познать истину и видеть красоту нелегко, не так-то много мы можем сделать для славы нашего искусства и знания. Конечно, это очень хорошо, что тебе более понятна мати-пустыня, с которой ты ведешь наедине задушевные беседы. В этом счастье на всю жизнь. Но в то же время не замыкайся с молодых лет в позе а ля Печорин или Базаров. Нет ничего легче очерстветь сердцем, залезть в жесткую броню аристократического отщепенства и навеки потерять через это ту тончайшую отзывчивость сердца к малым людям, которая, как воздух, необходима истинному художнику и без которой человек просто невыносим» (май 1947 г.)

У Николая Аркадьевича, конечно, были и другие учителя. Он окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова, мастерскую Д.К. Мочальского, блестящего педагога, мастера композиции.

Очень точно о своём свёкре пишет Татьяна Пластова, Президент Фонда поддержки творческой молодежи имени А.А. Пластова, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой гуманитарных наук МГАХИ имени В.И.Сурикова: «Н.А. Пластов — прекрасный рисовальщик. В ранние годы он работал в «Детгизе» и в детских журналах как иллюстратор. Грандиозный талант и слава отца, в тени которой он был обречен находиться, понимание своей ответственности, безусловно, во многом определяли путь его становления как художника. В нем не было отцовской неистовости и дерзости — просто потому, что этот путь был уже пройден, явив миру ослепительный результат, но была абсолютная грамотность, безукоризненный художественный вкус, начитанность и насмотренность. Вся история мирового искусства была в его зрительном арсенале, когда он смотрел на натуру. Как и отец, он видел пластику и живописный смысл в каждом проявлении жизни, он видел мир только как художник (мог сказать, например, о якобы красивом человеке, что «он плохо нарисован»). В домашнем и дружеском обиходе был поразительно острым карикатуристом ».

Николай Аркадьевич был выдающимся общественным и культурным деятелем. В разные годы он занимал руководящие посты в Союзе художников РСФСР и СССР. Он стоял у истоков Всероссийского общества охраны памятников истории культуры, был членом Президиума общества. Благодаря и его усилиям были спасены, восстановлены десятки исторических зданий и храмов, среди которых Казанский собор и собор Новоиерусалимского монастыря.

Именно стараниями Николая Аркадьевича был восстановлен и открыт в 90-е годы храм Богоявления Господня в Прислонихе, построенный его прадедом Г.Г. Пластовым. Он много сделал для сохранения творческого наследия Аркадия Александровича Пластова.

Николай Аркадьевич умер в 2000 году. Он не смог пережить небрежное и потребительское отношение к культуре, к наследию его отца и деда. «Работы отца - это исторический памятник ушедшей России. Когда Россия пожелает на себя оглянуться, она должна будет вглядываться в Пластова, чтобы понять самое себя», - его слова из последнего интервью.

P.s.: 31 января 2018 года в рамках празднования 125-летия со дня рождения А.А. Пластова в Музее А.А. Пластова будет открыта выставка портретов. На некоторых из них живописец запечатлел своего сына и внука –  Николая Аркадьевича и Николая Николаевича Пластовых, –  для которых искусство станет в будущем профессиональной деятельностью.

Ирина Антонова.

 
По теме
Мероприятие состоится 31 января в 14.00 в музее А.Пластова (ул.Гончарова, 16) и станет частью программы, посвящённой 125-летию со дня рождения мастера.
online tranclyaciya - Ульяновский ЦМП 20 марта в 15.00 состоится прямой эфир рубрики в официальных сообществах Правительства Ульяновской области в социальных сетях ВКонтакте ( https://vk.com/ul ), ОК ( https://ok.
Ульяновский ЦМП
13 марта Министерством здравоохранения Ульяновской области и региональным Центром общественного здоровья совместно с медицинскими организациями региона была организована работа «выездной поликлиники» на территории муниципалитета.
Контактный Центр Здравоохранения
Территориальный  отдел Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Ульяновском районе  продолжает проводить  профилактические визиты - Роспотребнадзор Ульяновской области Одним из основных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области является профилактика нарушений обязательных требований санитарного законодательства.
Роспотребнадзор Ульяновской области