Письмо Аркадия Пластова сыну Николаю: «Плащаница вселенной…»

Письмо Аркадия Пластова сыну Николаю: «Плащаница вселенной…»
Письмо Аркадия Пластова сыну Николаю: «Плащаница вселенной…»
Письмо Аркадия Пластова сыну Николаю: «Плащаница вселенной…»
Письмо Аркадия Пластова сыну Николаю: «Плащаница вселенной…»
Фото: ulpravda.ru

С утра сел у церкви и сделал этюд с Дуниной и Лизкиной избенок с кусочком леса за ними. К вечеру стало очень холодно, и прошел ливень. Пошли мы с бабой Катей в Зеленовку на зады – кто-то наплел, что наша Красулька (кличка коровы Пластовых. – Прим. ред.) на колхозной картошке. После дождя стало холодновато, но сиянье красок кругом, пейзажи один другого поразительнее по насыщенности густых тонов, как на драгоценной иконе 14-15 веков, совершенно непостижимые по изысканности и пряности гаммы заставляли чуть не плакать.

Соблюдена оригинальная речь

Как какая-нибудь народная песня – до такой степени это было русское, бесконечно милое и задушевное и красивое беспредельно. Плакать и смеяться хотелось от какого-то восторга и оттого, что видишь это дивное диво, и что вот нет тут тебя рядом со мной, было так больно на сердце, что и описать это невозможно.

Я бросил искать корову, побежал домой, захватил этюдник и поспешил сделать дрянной этюдишко, нечто вроде жалкой насмешки над всем этим мощным, непостижимо величавым великолепием. Правда, мне помешал начавшийся дождь и быстро наступившие сумерки.

Забыл сказать, что вчера под вечер мне кое-как удалось приписать дедушке Афанасию задник. Не знаю, как ты найдешь, но получился какой-то такой ансамбль, что трудно теперь отделить и фон от фигуры и наоборот, некая органическая слитность, правда, выполненная не блестяще.[...]

А.А. Пластов. Пейзаж с сухой ветлой. 1940-е. УОХМ

Сегодня меня разбудили криком: «Вставай скорее, за мостом... продают два воза тесу». Я поспешил, как говорится, на место происшествия. Действительно, стояло два воза, запряженные коровами. У одного воза сломалось колесо, и этим была вызвана остановка. У возов была одна средних лет татарка, не понимающая по-русски, и татарчонок. Кой-как я узнал все же, что хозяин старик ушел искать колесо. Скоро он вернулся с дрянным колесом на плече. Это был высокий, немножко сутулый, широкоплечий человек, ярко выраженного татарского типа. Принесенное колесо было столь никудышное, что я не удержался и спросил старика, как он думает ехать на такой чепухе.

– Чаво паделашь, – сказал он в ответ, – канешна плахой, да как-нибудь ихать нада.

– Сколотить бы доской его, – говорю.

– Да ведь нет ничава, гваздка де взять?

– Пойдем, – говорю, – я тебе дам и доску и гвоздей.

– Дай пажалыста, – обрадовался бабай, и скоро он наладил колесо, а мало времени спустя мы сторговались с ним, и я купил у него 113 досок обрезного теса по одиннадцать рублей за штуку.

Жалко, тебя не было. Любопытный тип, 74-х лет, свитой, как канат, точно из одних жил. Поставили им самовар, и они пили чай... У старика оказалась еще старуха, старая «бабай» имела лицо, как у шимпанзе, но все четверо были прелестны...

На этюдах

День был с утра холодный, даже вдруг посеяла крупа, но к обеду сильный ветер раздул тучи и холод, стало безоблачно и тепло. Я написал дальний план в картине, а потом побежал и за Якова Гундурова двором сделал этюд последних закатных лучей в сторону зеленовских задов, вот это место. Но так как этот поразительный эффект длился менее, чем нужно было мне, я не доделал этюда и думаю, что завтра удастся дотянуть, если только будет хороший день. Когда шел оттуда, то просто задыхался от восторга – так было кругом после заката восхитительно. Я поскорее наклеил еще холстик и успел сделать еще этюдик... Кажется, немного удался. Потом схватил велосипед и скорее помчался на МТФ (молочно-товарная ферма). Я приехал, конечно, уже в глубокие сумерки, но, скажу тебе, напрасно мы не ухитрились побыть там с тобой в последние дни. Ты, конечно, представляешь, что там было, а теперь стало и совсем чудо.

Бронзовый лес на горе тускло-золотисто-серой, и глубокий, совсем бездонный, сине-черный бархат взрытого стойбища, по которому разбросаны в беспорядке пятна скотины, такие предельно насыщенные, что я долго стоял, не имея сил оторвать глаза от этих густых пурпурных, коричневых, серых, сине-фиолетовых, пылающих, как сиена жженая на просвет, тонов. Рядом с абсолютно черными, но дивно прозрачными и легкими тонами слабо тлели красноватые охры, таяли умбры рядом с мглистым кобальтом.

Это была такая симфония, такой ноктюрн, такая утонченная игра на полутонах и бархатных паузах, что удайся у меня эта вещь (а я делать это буду обязательно) хотя бы на несколько процентов, и то я бы не знал, как благодарить бога. Старик стоял у городьбы сотканный как бы из тонкого дыма, реальный дальше некуда и в то же время таинственный, точно это выполз и оперся на палочку домовой или фавн, прокравшийся из оврага. Девчонка с жемчужно-опаловым лицом в тускло розовом платьице и кофточке, писанной английской красной пополам с капут мортуумом, стояла на первом плане и как нельзя лучше оттеняла густую виолончелевую музыку задника.

А.А. Пластов. На краю поляны. 1946-1949. УОХМ

Дивно, сынка, дивно все было, но тебя нет, и кто поймет меня, кому я поделюсь этими неисчислимыми богатствами, с кем, разделив радость любования, переживу это в удесятеренном размере и пойму так глубоко, как только возможно. [...]

Еще бы был ты здесь две недели, даже неделю, и то это было бы счастьем, великой прибылью. Но ладно, твоя жизнь впереди, и ты все это насмотришься и осилишь, навек закрепишь для радости людей.

Я сегодня, когда встал после работы над последним этюдом, да и после работы над первым, оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким золотом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю эту плащаницу вселенной, вышитую как бы перстами ангелов и серафимов, так опять, в который раз, все с большей убежденностью подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве природы черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному.

30 сентября 1949 года

Фото из архива семьи А.А. Пластова, 

«Мономах» , Ульяновск

29.08.2018 в 09:04 Мономах 19 просмотров Мономах
 
По теме
В Международный день театра 27 марта Фестиваль театров Ульяновской области "Лицедей" по традиции пригласил на "Встречи для талантливых зрителей".
В седьмом выпуске видеодневника XVIII Фестиваля театров Ульяновской области "Лицедей-2024" - спектакль АССР "Театр-студия "Анфан Террибль" "Сережа очень тупой" по пьесе Д.Данилова.
25 марта профессиональный праздник отметили работники культуры – творческие люди, отдающие себя нелегкому и благородному делу сохранения и развития богатейших традиций нашего народа.
Сегодня в рамках гражданско-патриотической акции «Там, где оживает память…», посвященной 79-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне и нашим великим предкам, прошедшим войну,
Во Дворце книги открылась фотовыставка «Останови огонь!» - ГУ МЧС Ульяновской области В рамках празднования 375-летия Пожарной охраны России в фойе Дворца книги состоялось открытие фотовыставки, приуроченной к началу пожароопасного сезона, посвященной профилактике природных пожаров и всем героическим людям,
ГУ МЧС Ульяновской области
Профилактика вирусных гепатитов А и Е - Роспотребнадзор Ульяновской области Энтеральные гепатиты – острые вирусные заболевания с фекально- оральным механизмом передачи возбудителя, характеризующиеся симптомами интоксикации и преимущественным поражением печени.
Роспотребнадзор Ульяновской области
В открытом доступе опубликован тендер на проектирование и строительство нового медучреждения Екатерина САВИНОВА В открытом доступе опубликован тендер на проектирование и строительство нового медучреждения.
Комсомольская правда
В 2024 году в Ульяновской области продолжится модернизация онкологической службы - Правительство Ульяновской области 27 марта Губернатор Алексей Русских посетил областной онкодиспансер, ознакомился с работой нового оборудования, закупленного по нацпроекту «Здравоохранение», а также обсудил перспективы развития учреждения.
Правительство Ульяновской области
IMG_0046.jpg - Ульяновский театр драмы 27 марта губернатор Ульяновской области Алексей Русских поздравил с Международным днем театра коллектив старейшего театра Поволжья – Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова.
Ульяновский театр драмы