2 ноября на площадке АО «Авиастар-СП» состоялось выездное совместное заседание Комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса, Экспертного совета при думском Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по авиационной промышленности и Комитета СоюзМаш России по авиационной промышленности.
В мероприятии под руководством первого заместителя Председателя комитета Госдумы ФС РФ по промышленности, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенёва приняли участие Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, представители Минобороны и Минпромторга России, Госкорпорации «Ростех», Объединенной авиастроительной корпорации. В частности, в обсуждении приняли участие вице-президент по транспортной авиации «ОАК», генеральный директор ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» Алексей Рогозин, индустриальный директор Госкорпорации «Ростех» Анатолий Сердюков, директор департамента авиационной промышленности Минпромторга РФРавиль Хакимов, командующий Военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов.
Значительный отложенный спрос в сегменте военно-транспортной авиации, сформированный естественным устареванием существующего парка транспортных самолетов, ставит перед ОАК задачи по обеспечению потребностей рынка и, прежде всего, нужд ВКС России, в транспортных самолетах нового поколения. Ключевым вопросом для обсуждения стало развитие военно-транспортной авиации в части выполнения действующих контрактов и бюджетного обеспечения разработок перспективных образцов авиационной техники.
Открывая совещание, Владимир Гутенев отметил, что ОАК приходится решать целый ряд сложных задач по различным направлениям – это и вопросы гражданской авиации, это и всё, что касается перехода на пятое поколение, перспективные самолеты. «Но одна из самых амбициозных задач – это создание и производство новых транспортных средств для замены выводимых из эксплуатации стоящих на вооружении самолетов «Ан», - подчеркнул вице – президент Союза машиностроителей. ОАК работает над созданием полной линейки военно-транспортного сегмента авиационной техники. Серийное производство тяжелых транспортников Ил-76МД-90А, а также нового топливозаправщика Ил-78М-90А, разворачивается в Ульяновске, в Воронеже работают над новым легким транспортным самолетом Ил-112В, в разработке находится средний транспортник, в перспективе – создание сверхтяжелого транспортного самолета.
С основным докладом «Проблемы и перспективы развития военно-транспортной авиации России» выступил вице-президент по транспортной авиации «ОАК», генеральный директор ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» Алексей Рогозин: «Сегодня на заводе «Авиастар-СП» ведется достаточно активная реконструкция, мы готовимся к серийному производству самолета Ил-76-МД-90А, он проходит испытания. Считаем, что этот самолет будет востребован не только в российских войсках, но и за рубежом. Но для нас ключевой заказчик это Министерство обороны России. Сотрудничество с военным ведомством идет очень тесное, ведется планирование новой государственной программы вооружения, которая позволит нам поставлять новую технику». Он также отметил, что принято решение о размещении серийного производства среднего транспортного самолета Ил-276 на «Авиастар-СП». «Поставлена задача сделать так, чтобы государственные средства тратились наиболее эффективно и технологические линии, которые создаются под новый самолет, имели максимальную долю унификации с производством Ил-76 и Ил-78. Определены базовые технические требования и до конца года планируем окончательно утвердить тактико-техническое задание на производство нового самолета», – сказал Алексей Рогозин.
По вопросам создания новых образцов авиатехники, финансирования текущих и перспективных проектов выступил директор департамента авиационной промышленности Минпромторга РФРавиль Хакимов. Он отметил, что, учитывая важность развития авиационной промышленности для экономики и обороноспособности страны, выбытия из эксплуатации самолетов типа Ан-12, Минпромторг готов финансировать разработку и изготовление опытных образцов перспективных авиационных изделий и новых двигателей к ним. В частности, это касается среднего транспортного самолета Ил-276, нового тяжёлого транспортника, авиадвигателей ПД-14 тягой 14 тонн и ПД-35тягой 35 т. Он также выступил с оценкой необходимых бюджетных средств для финансирования этих проектов на плановый период 2019 и 2020 годов и на перспективу до 2030 года.
Командующий Военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов доложил по вопросам состояния текущего парка самолетов ВТА, необходимости обеспечения сроков производства и поставки авиатехники в соответствии с гооборонзаказом. Он оценил на перспективу потребность ВТА в 200 - 250 новых транспортных самолетов Ил-76МД-90А и топливозаправщиков Ил-78М-90А, производимых на АО «Авиастр-СП», и подчеркнул необходимость модернизации на предприятиях ОАК имеющихся в составе ВТА самолетов Ил-76 и «Руслан» для продления их летной годности.
В заключительном слове Первый заместитель Председателя комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Первый вице-президентСоюза машиностроителей России Владимир Гутенёвподвел итоги и озвучил предложения в проект резолюции совместного заседания. В частности, предлагается рекомендовать Министерству обороны, ПАО «ОАК» принять меры по повышению исправности текущего парка самолетов ВТА, пересмотреть условия контракта на поставку самолетов Ил-76МД-90А для приведения в соответствие контрактной стоимости с фактической стоимостью производства. В резолюции указывается на необходимость обеспечить разработку в плановый срок среднего военно-транспортного самолета Ил-276, для чего предусмотреть бюджетное финансирование этого проекта.
Кроме этого, рекомендуете Министерству обороны, Министерству промышленности и торговли и Федеральной антимонопольной службе инициировать поправки в законодательные акты в сфере гособоронзаказа. Речь идет о ценообразовании на продукцию по ГОЗ и минимально допустимом уровне рентабельности головного исполнителя гособоронзаказа. Владимир Гутенев отметил, что в корректировке нуждается система ценообразования, которая в настоящее время действует по формуле "20+1", когда 20% - максимально возможная наценка на то, что предприятие производит своими силами, и 1% - на то, что произведено по кооперации. «Подобный подход тормозит развитие кооперации и подталкивает предприятия к тому, чтобы они не свойственные им функции выполняли на собственных мощностях. Подобная формула не выгодна всем. На долю собственных мощностей предприятия должно приходиться не более 14% от общей наценки».
В рамках совместного заседания было подписано Соглашение о проведении в 2018 году Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего» в Ульяновской области. Соглашение о проведении мероприятия подписали Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и первый заместитель Председателя комитета Госдумы ФС РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенёв.
«Целый ряд регионов претендовал на то, чтобы осуществить эту серьезную, нужную для нас задачу. Ульяновская область обошла конкурентов. И сегодня по указанию Председателя Союза машиностроителей России Сергея Викторовича Чемезова я имею честь подписать это соглашение. Мы планируем, что тот молодежный форум, который должен будет пройти на территории Ульяновской области, даст серьезный импульс к экономическому развитию области, поскольку в рамках деловой программы приезжают очень крупные руководители глобальных мировых концернов. Ульяновская область, безусловно, очень привлекательна для инвесторов, как российских, так и зарубежных, так как здесь есть уникальный сплав научно-технических компетенций, кадрового потенциала и экономических традиций. Неслучайно Ульяновск называют Авиационной столицей России, и именно здесь мы проводим совещание по военно-транспортной авиации. Уверен, что авиастроение в Ульяновской области станет еще более мощным драйвером и будет формировать большое число рабочих мест и серьезное наполнение местного бюджета для решения социальных задач», - подчеркнул Владимир Гутенев.
Пресс-служба Ульяновского регионального отделения Союза машиностроителей России