Проректор по учебно-методической работе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова Игорь Петрищев принял участие в семинаре-практикуме «Постдипломное сопровождение выпускников программы целевой подготовки: порядок, средства и методы организации» и круглом столе «Новая модель целевой подготовки педагогов – обсуждение промежуточных результатов апробации».
Данные мероприятия прошли 22 июня 2017 года в Нижегородском государственном педагогическом университете имени К.Минина. На семинар прибыли руководители 11 российских университетов: Армавирский государственный педагогический университет, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Вятский государственный педагогический институт имени В.Г.Короленко, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсеева и другие.
Встреча была посвящена актуальной проблеме целевого обучения студентов. Как пояснил Игорь Петрищев, в современных условиях традиционная модель целевой подготовки не решает кадровых проблем системы образования региона. «Во многих школах имеется дефицит высококвалифицированных и мотивированных к педагогической деятельности выпускников вузов, в то же время студенты, прошедшие бесплатное обучение по целевому направлению, не идут работать в школы. При этом они не несут ответственности занарушение договора со своей стороны».
В Мининском университете была разработана модель целевой подготовки педагогов с целью решения проблем привлечения в педагогическую профессию высокообразованных и мотивированных кадров.Ульяновская область является одним из пяти субъектов РФ, в которых проходит апробация данной модели целевой подготовки. Эта работа проводится в тесном взаимодействии педагогических вузов и региональных органов управления образованием.
Предлагаемая модель целевой подготовки педагогов способствует решению широкого спектра проблем засчет:
- создания системных механизмов сопровождения жизненного цикла профессии педагога на этапах входа и удержания в профессии;
- неформального конкурсного отбора кандидатов на целевую подготовку педагогов в форме комплексного экзамена готовности к профессиональной деятельности;
- индивидуализации профессиональной подготовки педагога на основе введения системы информационной поддержки всех процессов;
- привлечения представителей органов управления образованием и образовательных организаций - работодателей;
- изучения и учета реальных потребностей региона в педагогических кадрах.
В настоящее время участниками проекта достигнуты следующие результаты:
- функционирует электронный сервис для расчета потребности региона в педагогических кадрах, который позволяет региону планировать контрольные цифры приема по педагогическим направлениям подготовки;
- прошел апробацию комплексный экзамен готовности к профессиональной деятельности (КЭГ), в котором приняли участие более 300 бакалавров из девяти вузов четырех округов РФ. Экзамен позволил осуществить качественный отбор наиболее мотивированных к педагогической деятельности студентов.
- заключены трехсторонние договоры о целевом обучении и контрактном трудоустройстве (студент-регион-вуз), где определены меры дополнительной материальной и нематериальной поддержки будущих учителей;
- разработан и проходит апробацию сервис постдипломного сопровождения выпускников вуза, который обеспечивает условия удержания в профессии молодых специалистов и в дальнейшем предусматривает создание карьерных перспектив.
По мнению участников проекта, в результате реализации новой модели целевой подготовки государство будет обеспечено современными учителями, составляющими элиту образования.