Юрий Мартынов: «Предпочитаю играть в одиночку»

Концертирующий педагог-интроверт о музыке и великих исполнителях. Пианист Юрий Мартынов считает музыку своим служением миру, гордится сопричастностью к той силе, что так глубоко воздействует на человека. На закрытии симфонического сезона музыкант исполнил с Ульяновским государственным симфоническим оркестром концерт № 20 Ре минор Моцарта. Перед выступлением музыкант ответил на несколько вопросов «АиФ». Получился глубокий и любопытный разговор, особенно для тех, кто выбрал музыку своей профессией, а также питает к классической музыке  особенные чувства.

Для чего играем?

– Насколько важно для преподавателя консерватории самому  давать концерты?

– Я считаю, это всегда было хорошей традицией Московской консерватории.  Мы, преподаватели, учим людей, которые гипотетически станут концертирующими  солистами, поэтому желательно учить тому, что сам умеешь.  Были исключения – огромные мастера своего дела, которые сами не выступали  по разным причинам – физическим, психологическим, вплоть до банального отсутствия хорошего менеджера. Это, безусловно, прекрасная традиция, которая в силу непонятных мне причин подвергается негласному осуждению: считается, что если педагог концертирует, то он недодаёт академических часов. Но ведь их можно отдать в другое время. Я считаю, что педагог должен концертировать,  тогда он может дать больше информации, причем более ёмко. В конце концов, мы учим людей, которые должны не только шевелить пальцами, но и воспринимать информацию.

Дойти до сути

– Пианист Вазген Вартанян, выступая в Ульяновске, сказал в интервью, что пианистов, обладающих сильной техникой, много, но среди них мало умных, тонко чувствующих исполнителей.

– Мысль справедлива. В самом деле, достаточно много людей, которые хорошо оснащены технически, но несколько хуже понимают, для чего играют  то, что играют. Хуже, когда для исполнителя в тексте произведения нет сути, тогда перед нами сидит человек с нервами-канатами, который вовремя нажимает клавиши и только.

За несколько мгновений до начала концерта Юрий Мартынов настраивается на Моцарта, на взаимодействие с оркестром и на публику в зале. Фото: АиФ / Сергей Семагин

 

– Можно ли научить исполнителя чувствовать произведение?

– Можно и должно. Если к вам приходит человек, который не понимает  сути сочинения и считает, что надо играть как можно быстрее или громче, то есть повод об этом как минимум побеседовать с ним, что-то показать.  А вот уже спектр этой беседы велик и выходит за узкопрофессиональные рамки. Сейчас любой из нас тонет в море информации. Всё меньше людей  ходит на концерты, покупает музыкальные записи – их несложно скачать из интернета, а концерт можно послушать в «Ютьюбе». К сожалению, люди перестают понимать, что когда исполнитель выходит в зал, это совершенно иное  энергетическое состояние – не только для исполнителя, но и для слушателя, который является в какой-то степени энергетическим вампиром – если исполнитель даёт эту энергию, потому что можно сыграть технично, но отстранённо, и слушатель при этом ничего не получит. Досье Юрий МАРТЫНОВ. Родился в 1969 г., клавирист-универсал. Лауреат четырёх международных конкурсов, профессор Московской государственной консерватории, кроме фортепиано, играет на других клавишных инструментах – клавесине, хаммерклавире, клавикорде, органе. Записал 12 дисков.

– Что вы думаете в связи с этим о ваших студентах?

– К сожалению, при обилии информации и даже благодаря ему возникает проблема со студентами – слушают они немного. Открываешь компьютер,  а там столько музыки – мама дорогая, листать не перелистать, а пойти на концерт – зачем, если в компьютере всё есть? На концерты студенты ходят реже,  и это печально, тут я бы кое-что поменял в образовательном процессе. Их заставляют писать кучу бессмысленной чепухи, и если уж что-то заставлять студента писать – пускай сходит на концерт и напишет неангажированную  рецензию, пусть хотя бы мне её покажет или хотя бы расскажет вслух. Я пойму, что он услышал или не услышал. Это всегда было одной из сильных черт Московской консерватории благодаря тому, что она обладает тремя  большими «намоленными» концертными залами в её стенах, не  считая малых.

Один или с оркестром

– Вы предпочитаете выступления с оркестром или сольные инструментальные концерты?

– Это разные вещи. В силу характера я больше люблю играть один. Я всё-таки записал все девять бетховенских симфоний в транскрипции Листа. Так что  я могу обойтись и без партнёра. Но я скучаю по оркестру, когда  долго с ним не играю. Скучаю по тем произведениям, которые можно было бы сыграть с оркестром, хотя есть переложения оркестровых произведений  для фортепиано соло: например, второй концерт Сен-Санса в переложении Бизе. Я один раз попробовал его сыграть и решил, что больше не буду: во-первых, это немножечко цирк, во-вторых, звучит хуже, чем с оркестром. Да, я предпочитаю играть в одиночку, но, с другой стороны, игра с оркестром учит определённым вещам, которые вы теряете, если не используете.

– Когда вы играете, вы должны быть «внутри» произведения и одновременно – с публикой, которая пришла вас послушать. Как это работает психологически? Кстати В 2012 году диск артиста с листовскими транскрипциями Второй и Шестой симфоний Бетховена был назван Би-би-си Month’s choice of music, а французский журнал «Классика» дал ему премию Choc de la Musique. Диск Мартынова с произведениями Моцарта, записанный с Алексеем Любимовым, получил премию Diapason d’or. Юрий Мартынов первый в России целиком исполнил «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха на клавикорде, а также впервые познакомил российскую публику с рядом сольных и камерных произведений Питера Филипса, Томаса Таллиса, Иоганна Шоберта, Антона Эберля, Ивана Прача и многих других композиторов.

– Для одного и того же исполнителя и с одним и тем же произведением это может работать по-разному. В истории было несколько исполнителей-интровертов (например, Артур Рубинштейн), которые признавались, что они счастливы на сцене. Большинство исполнителей испытывают большой стресс. Я нервничаю всегда, большинство моих коллег тоже. Это нормально. Когда-то великий музыкант Игорь Жуков пересказывал мне чьи-то слова по поводу игры Владимира Софроницкого, фигуры почти мистической в отечественном пианизме. Софроницкий мог сыграть почти весь концерт, а потом наступал какой-то момент, о котором люди вспоминали десятилетия спустя со слезами на глазах. Жуков говорил: «Сегодня пианист играет – дай Бог, если пот с лица смахнёт, а после  него кровь надо было смывать со сцены». Это момент самоотдачи.

– Какое значение для вас имеет взаимодействие с публикой?

– Что касается взаимодействия с публикой, то я обычно чувствую, держу я публику или нет. Дальше – нюансы конкретного произведения. Например, я не буду специально чем-то развлекать слушателя, если сочинение к этому не располагает. Я интроверт, но когда я играю, я себя экстравертирую, это неизбежно. Были крайние интроверты, которые выходили на сцену и замыкались в себе, и это оказывало колоссальное воздействие. Скажем,  Альфреду Корто в конце жизни было вообще неинтересно, кто пришёл в зал и вообще пришёл ли кто-то: есть он и есть его идея в этой музыке. Он играл фанатично, но это ему однажды и помогло: когда оркестранты устроили ему обструкцию, уйдя с концерта Шумана, он подождал, пока за ними закроется дверь,  и сыграл концерт за них и за себя. Для него глобальная идея была настолько ясна, что остальное было неважно. Я бы так, наверное, не смог. Сергей Скрипка: «Энергетика зала – не пустые слова» Подробнее

 
По теме
В лето - под музыку - Симбирский Курьер Несмотря на то, что музыкальный сезон официально закончен, концерты живой музыки можно будет посетить и летом, причем часть из них пройдет на открытом воздухе.
30.05.2017
 
 
Ульяновск, 16 июня - АиФ-Ульяновск. 16 июня в два часа ночи в селе Березовка Старомайнского района очевидцы извлекли из Волги труп утонувшего мужчины, сообщает пресс-служба регионального ГУ МЧС.
16.06.2018 АиФ Ульяновск
Ульяновск, 15 июня - АиФ-Ульяновск. Житель Засвияжского района Ульяновска 7 июня у дома № 9 по улице Рябикова угрожал насилием судебным приставам, находящимся при исполнении служебных обязанностей,
15.06.2018 АиФ Ульяновск
14 июня 2018 года не стало режиссера Станислава Говорухина. Мы вспоминаем его цитаты из интервью разных лет Юлия МАЗУР - Массовый зритель год от года он становится глупее и менее образованным.
15.06.2018 Комсомольская правда
Фанаты привезли один из символов Перу - ламу, Не настоящую конечно, но местым понравились подарки. Фото: Алексей ОВЧИННИКОВ - Комсомольская правда Корреспондент "КП" проследил за тем, что происходило вокруг матча Дания - Перу Алексей ОВЧИННИКОВ Такого Саранск за свою 377-летнюю историю еще не видел: почти 15 тысяч болельщиков сборной Перу,
17.06.2018 Комсомольская правда
Сборная Бразилии во главе с Неймаром на тренировке перед игрой в Ростове-на-Дону. - Комсомольская правда Три матча будут сыграны на ЧМ-2018 по футболу. "КП" рассказывает о главных моментах встреч Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin На чемпионате мира по футболу 2018 в воскресенье, 17 июня, будут сыграны три поединка.
17.06.2018 Комсомольская правда
Морозов - ИА Ульяновск-город новостей Какую установку дал губернатор вновь избранному главе Ульяновска. В пятницу Ульяновск получил нового мэра.
15.06.2018 ИА Ульяновск-город новостей
16 июня срочно собранная санитарно-противоэпидемическая комиссия приняла решение закрыть два пришкольных лагеря в Ульяновске из-за признаков кишечной инфекции у почти трех десятков ходивших в них детей.
17.06.2018 ИА Ульяновск-город новостей
В субботу энергетики завершали ремонт теплосетей в Ближнем Засвияжье, где еще неделю назад несколько десятков домов не были нормально подключены к горячей воде после гидравлических испытаний.
17.06.2018 ИА Ульяновск-город новостей