Новости города БезФормата.Ru
Ульяновск
Главные новости
 
Задать вопрос?

«Серьезное дело для серьезных людей»: как независимые литературные объединения формируют локальные сообщества в регионах

Тольяттил - ИА Ульяновск-город новостей
1Андрогин - ИА Ульяновск-город новостей
mZxJQrmptrM - ИА Ульяновск-город новостей
10тольятти - ИА Ульяновск-город новостей
Фото: ulgrad.ru

Как правило, писатели из провинции попадают в поле публичного интереса благодаря крупным литературным премиям или скандалам. Для публики такие авторы чаще всего появляются из пустоты, причем сразу в сопровождении многотысячных тиражей и эпатажных высказываний. О том, что предшествует контрактам и медийной известности нового писателя из Уфы или Махачкалы, обычный читатель, как правило, не задумывается.

Провинциальные литературные объединения – не только собрания писателей и поэтов, но и сообщества людей, связанных общими интересами. Сам по себе опыт людей, десятилетиями существующих без какой-либо поддержки федеральных или местных властей, без ауры престижа и элитарности, без модной медийной истории и вне трендов, достаточно интересен, чтобы пристальнее присмотреться к нему.

Несмотря на разность историй, их объединяют два обстоятельства: работа с локальным литературным контекстом и существование вне больших бюрократических структур. Фокус локального литературного сообщества постепенно смещается: если раньше это были ЛИТО, небольшие издательства или литературные кружки, то сейчас их место занимают независимые книжные магазины и фестивали. Что только доказывает жизнеспособность локальных окололитературных сообществ, сумевших освоить новый культурный язык и эстетику.

«Заповедник» рассказывает истории трех литературных объединений и независимых издательств из Тольятти, Вологды и Казани, чтобы ответить на вопрос, что, помимо интереса к литературе, заставляет людей на протяжении десятков лет собираться вместе и друг другу помогать.

Тольятти. Это не комфорт, а отсутствие дискомфорта

Вячеслав Смирнов, заместитель председателя Тольяттинской писательской организации, учредитель и издатель единственного на данный момент литературного журнала Тольятти «Город». Издает поэзию и прозу тольяттинских авторов.

В этом году Тольяттинской писательской организации исполняется 25 лет. Ее история началась в перестройку, когда стали распадаться все союзные структуры, в том числе Союз писателей СССР. Мы же возникли еще до перестройки, уже тогда общались, творили, публиковались. А в постперестроечное время появилась возможность стать юридическим лицом. Многие люди, в советское время примыкавшие к различным творческим союзам, находились в растерянности и искали новую устойчивую почву под ногами. Человеком, предпринявшим первую попытку собрать этих разрозненных писателей в одном месте, стал Эдуард Пашнев, работавший в то время завлитом театра «Колесо». Встречи, которые Пашнев устраивал прямо в своем кабинете в театре, выглядели следующим образом: в помещение набивались местные поэты всех взглядов и возрастов и читали стихи до тех пор, пока не надоест. Собирались люди из совершенно разных слоев населения, разных профессий, образования, возраста: завлит театра, термист, фотограф, студент, пенсионер, сторож профилактория, врач, юрист, инженер, строитель и т. д. Не было разделения на молодежную тусовку и клуб пенсионеров. А писали от исторических романов (Станислав Пономарев) до довольно едких скетчей (Алексей В. Алексеев). На тот момент это было единственное подобное место в городе, куда люди специально приходили почитать стихи, обсудить литературу. При этом в выражениях никто особо не стеснялся. Я имею в виду цензуру и самоцензуру. Из сегодняшнего дня, где мы сталкиваемся с цензурой каждый день – будь то интернет, повседневная речь или возрастные маркировки на книгах, – это выглядит более чем смело.

За последнее десятилетие новых стоящих авторов не появилось. Пик – 2000 год и первые годы нулевых.

В тему:

  • Бюст губернатора Орлова-Давыдова хотят установить на народные средства
  • Приглашают в мир прекрасного
  • Покажут коллекцию филателиста Брониславля Кокорева
  • Показывают изнанку Ульяновска
  • Книжное наводнение и притяжение. Программа Библионочи – 2017
  • Потом из «Колеса» мы переехали в помещение, сегодня известное в Тольятти каждому, кто когда-либо писал прозу или стихи, – на Ленина, 77. Эти две небольшие комнатушки, где мы до сих пор встречаемся каждую неделю, были получены в 1994 году в безвозмездную аренду от мэра. В 70-е годы там была парикмахерская, с тех пор от неё остались только зеркала во всю стену. Жили мы там долго и счастливо до тех пор, пока в начале 10-х на помещение не стали претендовать представители местной «Молодой гвардии». Нас же настойчиво предлагалось переселить в ЖЭК. Но из-за нежелания кого-либо из писателей участвовать в этом конфликте он постепенно сошел на нет, и «Молодая гвардия» от нас отстала.

    Откуда о нас узнавали в начале 90-х? Главным образом из местных газет, в первую очередь – из «Площади свободы», которая на пике рассвета выходила немыслимым тиражом в 120 тысяч экземпляров и была самым многотиражным изданием в области. Причем там публиковались не стихи или рассказы, а анонсы литературных вечеров, где в конце обычно говорилось: приходите все, кому это интересно. Таким образом мы привлекали не только писателей, но и читателей.

    Появление театрального движения «Новая драма» тесно связано с нашим маленьким литературным клубом. В 1996 году я зарегистрировал собственное издательство, чтобы публиковать книги местных авторов. «Новая драма» зародилась именно здесь, на Ленина, 77, а первые публикации тогда еще никому не известных Вадима Леванова, Вячеслава Дурненкова и Юрия Клавдиева были в журнале «Город». С Вадимом, помимо дружбы и литературы, меня связывало еще и то, что он помогал мне верстать книги в конце 90-х. За последнее десятилетие новых стоящих авторов не появилось. Пик – 2000 год и первые годы нулевых. Сейчас нет конфликтов, все сидят по своим углам и пишут в интернете.

    Надо сказать, что с самого начала мы всячески приветствовали новых людей, ТПО никогда не была закрытым клубом «для своих» и старается оставаться такой до сих пор. Кроме того, все участники оказывали друг другу посильную помощь – будь то деньги, советы или запись к врачу. Одно время даже были членские взносы, 20 рублей. Но мы быстро прекратили эту практику. Потом председателем организации стал Борис Скотневский, работавший в то время врачом в больнице, что помогало, например, решать вопросы с записью на прием к врачам, у которых все было расписано на месяц вперед, поскольку он как врач имел достаточно связей.

    Это специфика любой провинции: здесь ничего не происходит, кинешь камень в болото, вернешься спустя десять лет, а он лежит на том же месте.

    Все время своего существования мы старались не иметь дел с государством. Позже, уже в конце нулевых, несколько членов организации вступили в Союз российских писателей, чтобы получать квоты на стипендии или субсидии. Кстати, журнал «Город», которому в этом году исполняется 17 лет, одно время участвовал в конкурсе бюджетных грантов от тольяттинского Департамента культуры, и с этим конкурсом связана забавная история. Как только мы подали заявку на грант, в наш адрес посыпались доносы. Вообще это такие нелепые провинциальные интриги, что даже говорить о них смешно, потому что нам тут нечего делить. Тогда, в 2000 году, это выглядело очень странно: казалось, эта эпоха стукачества осталась в советском прошлом. С тех пор у меня лежит целая папка доносов, которые одно время я хотел издать отдельной книжкой.

    Что нас сплачивает? И почему это все существует и будет еще долго существовать? Дело в том, что это специфика любой провинции: здесь ничего не происходит, кинешь камень в болото, вернешься спустя десять лет, а он лежит на том же месте. Чтобы дистанцироваться от этого вселенского ужаса (потому что все понимают, что это навсегда, это навечно), они начинают в этой жопе как-то обустраиваться. Наша организация — это даже не комфорт, а просто отсутствие дискомфорта.

    Мы существуем уже 25 лет, потому что это единственная возможная и законная форма эскапизма. И я глубоко убежден, что этот опыт невозможно перенести на другую почву. Потому что в Москве у вас всегда есть бесконечное число вариантов, куда деть свое свободное время. Надоела одна компания – легко меняешь её на другую, и так до бесконечности. Здесь все иначе устроено: если ты интеллигент, то куда бы ты ни пошел, встретишь одних и тех же людей.

    Вологда. «Литература – это серьезное дело для серьезных людей»

    Александр Драчев, глава независимого издательства «Андрогин». Просуществовало с 1992 по 1996 год. Издавало исключительно тексты вологодских авторов.

    Вологда – маленький город. Все, кто занимается литературой, так или иначе знакомы друг с другом. Первоначальным импульсом к созданию собственного издательства стало то, что моя собственная книга «Умственные люди» – о двух молодых учителях, приехавших работать в таежный поселок, – пролежала в крупном советском издательстве «Современник» пять лет. Зато потом, когда она вышла в 1985 году тиражом 30 тысяч экземпляров, я получил за неё неслыханный по тем временам гонорар: 5000 рублей. На эти деньги можно было купить квартиру в Вологде. Кроме того, книга собрала хорошую прессу и огромное число негативных откликов от ведущих литературных критиков того времени. Именно этот опыт стал для меня решающим, чтобы помочь другим писателям опубликовать свои книги, в первую очередь вологодским, тем, кого игнорировали крупные издательства.

    Я никогда не ставил такой задачи – собрать вокруг себя ближний круг писателей, намеревавшихся время от времени порассуждать о высоком.

    «Андрогин» появился в 1992 году и с самого начала стоял особняком, в стороне от перестроечного и советского книжного процесса. Это была классическая история про малотиражную литературу: авторы сами разыскивали спонсоров, чтобы напечатать свои книги, государство вообще никак не помогало. Тиражи были небольшие, до 1000 экземпляров. Печатали книги в типографиях районных газет, 60–70 км от Вологды. Молодые литературные критики публиковали рецензии на наши книги в местных газетах, причем делали это бесплатно, из чистого интереса.

    Я никогда не ставил такой задачи – собрать вокруг себя ближний круг писателей, намеревавшихся время от времени порассуждать о высоком. Скорее, нас объединял принцип «литература – это серьезное дело для серьезных людей». За то недолгое время, что просуществовало издательство, я старался делать так, чтобы книги моих авторов были интересны читателю. Графоманов, даже тех, которые были готовы оплатить все типографские расходы, я никогда не печатал.

    Начало 90-х было временем авантюристов, в том числе и в литературе. Например, самым запомнившимся мне автором стал Виктор Васильев, в начале 90-х вернувшийся в Вологду из Чернобыля, куда он ездил, чтобы заработать на «Запорожец». Он написал книгу в лучших традициях приключенческой прозы – «Цена лебединого пуха». Он же провел первую среди авторов нашего издательства встречу с читателями. Васильев тогда работал на подшипниковом заводе в Вологде, и встречу было решено организовать прямо там, в цеху, где он работал. Послушать его собрались человек тридцать рабочих, даже местное телевидение приехало снимать.

    Было много интересных авторов – все они исчезли с началом нулевых. Какого-то «ядра» и постоянного состава у меня в издательстве не было. В середине 90-х я почувствовал сильное падение читательского интереса, а в 1997-м «Андрогин» закрылся, и я постепенно перестал поддерживать отношения со всеми, кто у меня публиковался.

    Деятельность Союза российских писателей мне неинтересна, потому что они остались в советских временах и идеализируют их. На это неприятно даже смотреть со стороны, не говоря уже о том, чтобы в этом участвовать.

    Казань. Независимый книжный магазин как главный центр сообщества

    Кирилл Маевский. Редактор издательства Ил-music, арт-директор центра современной культуры «Смена». Ил-music издает поэзию и прозу современных российских авторов, зарубежную прозу, книги о мусульманском праве, а также документальную литературу, связанную с историей и культурой Татарстана.

    Ил-music начался с того, что в 2008 году участник группы «Ночные грузчики» Михаил Енотов с другим нашим автором Кириллом Рябовым договорились, что если кто-то из них выиграет премию «Дебют», в то время составлявшую 200 тысяч рублей, они разделят этот приз пополам. В итоге Енотов выиграл в номинации «Малая проза» и отдал, как и обещал, половину Кириллу Рябову, потом Рябов отдал половину Евгению Алехину, тот в свою очередь отдел половину Марату Басырову, тоже будущему автору Ил-music, тот отдал половину кому-то еще, вплоть до того, что кому-то в итоге досталось две или три тысячи рублей. Это был первый опыт формирования сообщества, из которого впоследствии возникло наше издательство.

    Вместо привычного мерча в виде футболок и дисков мы продавали книги наших авторов.

    С самого начала своего существования Ил-music пытался воплотить идею коммьюнити. Это проект, который родился из двух импульсов: желания издавать музыку и желания помочь своим друзьям-писателям, чьи тексты не хотели печатать ни крупные, ни независимые издательства. Постепенно появилась территория, которую мы начали обживать совсем не по литературным законам. Например, большинство своих книг мы продавали не через книжные магазины, а через концерты «Макулатуры» во время больших туров по городам. Вместо привычного мерча в виде футболок и дисков мы продавали книги наших авторов.

    Самая серьезная книга, вышедшая в нашем издательстве в 2013 году, ради которой мы даже зарегистрировали ООО и купили права, была “Touching from a distance” Деборы Кертис, вдовы лидера Joy Division Яна Кертиса. Именно она легла в основу знаменитого фильма «Контроль» Антона Корбайна. Потом мы долго работали над переводом биографии Морриси, но в силу не зависящих от нас причин в какой-то момент Морриси просто отказал в переводе этой книги на любой другой язык.

    Потом я ушел из «Макулатуры», и Ил-music фактически раскололся на две тусовки: одна тусовка, Жени Алехина, продолжила жить идеей коммьюнити, она носит скорее ретроспективный характер, появляются тексты авторов, которых мы вместе издавали и вместе редактировали раньше; другая – моя личная иллюстрированная серия, где я попытался соединить литературу и современное искусство. Всего вышло три книжки, маленькие карманные издания современных российских авторов.

    Центр «Смена», хорошо известный всем и каждому, кто следит за культурной жизнью Казани, для меня напрямую связан с книжной историей. Одно время я пытался открыть в Казани собственный книжный магазин формата «Фаланстера», и в какой-то момент у меня появилось несколько текстов местных неизвестных авторов. Мы решили сделать небольшой издательский проект внутри «Смены», где печатались бы архивные тексты, связанные с Казанью. Первая же изданная нами книга, «Мифология казанских татар», оказалась очень успешной и была быстро распродана. Вторая книга в серии – «Шариат для тебя», ее проиллюстрировала известная российская художница Ирина Корина. Третья – дневники «татарского Есенина» Габдуллы Тукая. До недавнего времени они не издавались, потому что рушат созданный Тукаем образ нежного и ранимого поэта. В дневниках же он предстает своей полной противоположностью – человеком склочным и злым.

    Сейчас готовятся к печати две книги: одна про казанский период Велимира Хлебникова, другая – мемуары Сергея Аксакова про университетскую жизнь в Казани.

    Все они – и магазины, и издательства, и авторы – пытаются работать с локальным контекстом и быть альтернативой крупным книжным монополиям хотя бы в своем городе.

    В «Смене» мы не получаем зарплаты, хотя работаем каждый день семь дней в неделю. Кто-то работает в «Медузе», я работаю в «Ад Маргинем», другой коллега работает в фонде «Эволюция». Отвечая на вопрос, почему мы все это делаем и на чем держится конкретно эта локальная история, могу сказать, что когда твоя работа довольно сильно меняет культурную жизнь города, это заставляет тебя держаться на плаву без денег и каких-либо поощрений.

    На мой взгляд, ключевая черта современных издательских проектов в провинции – теперь литературное коммьюнити формируется вокруг независимых книжных магазинов и фестивалей по типу Non-fiction, а не вокруг литобъединений, как это было раньше. Причем отношения этих маленьких книжных с авторами сильно отличаются от модели «продавец – покупатель», скорее, они соратники, делающие общее дело. Это коммьюнити позволяет организовывать книжные ярмарки в Перми, Новосибирске, Казани своими силами, не привлекая большие деньги. И в конечном итоге все они – и магазины, и издательства, и авторы – пытаются работать с локальным контекстом и быть альтернативой крупным книжным монополиям хотя бы в своем городе.

    Екатерина Колпинец, Тольятти, zapovednik.space

    Читать дальше:
  • Бюст губернатора Орлова-Давыдова хотят установить на народные средства
  • Приглашают в мир прекрасного
  • Покажут коллекцию филателиста Брониславля Кокорева
  • Показывают изнанку Ульяновска
  • Книжное наводнение и притяжение. Программа Библионочи – 2017
  • Дни революции в Петрограде.png - Ленинский мемориалВ рамках подготовки проекта «Музей СССР» Музей-мемориал В.И. Ленина продолжает вести Интернет-проект «Галерея советского мира».
    29.04.2017 Ленинский мемориал
    28 апреля легендарный коллектив выступил в Ленинском мемориале. «Приезд оркестра по управлением Гергиева, безусловно, одно из самых ярких культурных событий этого года.
    29.04.2017 Правительство Ульяновской области
    Архитектор Шодэ приглашает на прогулку - Ульяновская ПравдаВ субботу, 29 апреля, с 17.00 до 19.00 ульяновцев приглашают на анимационную экскурсию-шутку «Мистическая прогулка с Августом Шодэ».
    28.04.2017 Ульяновская Правда
    Неделю назад популярный российский исполнитель Александр Розенбаум вновь порадовал концертом свою «творческую родину».
    28.04.2017 Ульяновская Правда
    На Первомай будет весело всем - Ульяновская ПравдаСтарт летнего сезона в парках Ульяновска, праздничный запуск фонтанов, концерты, игры, увлекательные экскурсии, поучительные мастер-классы – насыщенным событиями обещает быть первый майский день.
    28.04.2017 Ульяновская Правда
    DSCN2147 - ИА Ульяновск-город новостейТри года назад мы писали об идее установить в нашем регионе скульптурную композицию «Дух Волги».
    28.04.2017 ИА Ульяновск-город новостей
    Мероприятие пройдёт 28 мая в 17.00 в Ленинском мемориале (пл. 100-летия со дня рождения В.И.
    28.04.2017 Правительство Ульяновской области
    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА  ГРАФИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА  «МАЯКОВСКИЙ – РОДЧЕНКО. ПРО ЭКО» - Краеведческий музей    26 апреля в Историко-мемориальном центре-музее И.А.Гончарова (состоялось Торжественное закрытие выставки  «Маяковский – Родченко.
    28.04.2017 Краеведческий музей
    УВАЖАЕМЫЕ ЖИТЕЛИ И ГОСТИ ГОРОДА!   ОГБУК «Ульяновский областной краеведческий музей им.
    28.04.2017 Краеведческий музей
        30 апреля  2017 г .  ОГБУК «Ульяновский областной краеведческий музей им.
    28.04.2017 Краеведческий музей
               28 апреля 2017 года в Ульяновском областном краеведческом музее имени И.А.
    28.04.2017 Краеведческий музей
    Ульяновский моторный завод «Группы ГАЗ»  проводит мероприятия ко Дню Победы - Центр корпоративных коммуникацийУльяновский моторный завод (УМЗ) «Группы ГАЗ», входящий в состав одной из крупнейших в России диверсифицированных промышленных групп «Базовый Элемент», проводит мероприятия ко Дню Победы.
    28.04.2017 Центр корпоративных коммуникаций
    Мероприятие пройдёт 1 мая. Планируется, что Губернатор Сергей Морозов посетит в 12.10 площадь 100-летия со дня рождения В.И.
    28.04.2017 Министерство искусства и культурной политики
    Мероприятие пройдет 29 апреля и его посетит министр искусства и культурной политики Ольга Мезина.
    28.04.2017 Министерство искусства и культурной политики
    Мероприятия проходит с 27 по 30 апреля на базе Дворца культуры «Губернаторский» (ул.
    28.04.2017 Министерство искусства и культурной политики
    Значимость данных направлений работы для регионов страны отметил глава Правительства Дмитрий Медведев в своём отчёте перед депутатами Государственной Думы Российской Федерации.
    28.04.2017 Министерство искусства и культурной политики
    Двое жителей Ульяновска обвиняются в экстремизме - Следственный комитетСледственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области завершено расследование уголовных дел в отношении двух 22-летних местных жителей, обвиняемых в совершении преступления,
    28.04.2017 Следственный комитет
    В Ульяновской области началась неделя антикоррупционных инициатив - Ульяновская ПравдаПредседатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин встретился с уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области Александром Яшиным для обсуждения дальнейших действий на этот период.
    26.04.2017 Ульяновская Правда
    В Засвияжском районе Ульяновска будет ограничено движение автомобилей - Мэрия города УльяновскаВ рамках подготовки к отопительному сезону филиал ПАО «Т плюс» с 1 по 31 мая проведёт капитальный ремонта участка магистральной теплосети диаметром 325 мм и длиной 173 метра по улице Пушкарёва.
    28.04.2017 Мэрия города Ульяновска
    У 38-летней жительницы рабочего поселка Ишеевка Ульяновской области украли велосипед, который она вечером оставила на лестничной клетке около своей квартиры, где утром его не обнаружила.
    28.04.2017 ИА Ульяновск-город новостей
    Прокуратура Ульяновской области разрушила брак - АиФ УльяновскУльяновск, 28 апреля - АиФ-Ульяновск. Прокуратура Вешкаймского района Ульяновской области во время проверки соблюдения требований миграционного законодательства установила,
    28.04.2017 АиФ Ульяновск