Календарь. 155 лет основателю русского кораблестроения

Фото: ulpravda.ru

155 лет назад в селе Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Ульяновская область) родился Алексей Николаевич Крылов - математик, механик и кораблестроитель, академик Петербургской АН / РАН / АН СССР, профессор Морской академии, генерал флота, генерал для особых поручений при морском министре Российской империи, основатель современной русской школы кораблестроения, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Сейчас это имя, к сожалению, известно только специалистам в области кораблестроения.

Но сохранились воспоминания самого Алексея Николаевича, где он подробно хорошим литературным языком описывает не только взрослую жизнь, но и детство.

Вот одно из ранних его описаний:

«Когда мне минуло пять лет, то, к ужасу моих молодых тетушек и матери, отец подарил мне по его заказу за 75 копеек сделанный настоящий маленький топор, сталью наваренный, остро отточенный, который и стал моей единственной игрушкой. Я прекрасно помню, что в моей комнате всегда лежала плаха дров, обыкновенно березовая, которую я мог рубить всласть. Дрова в то время были длиною в сажень, продавались кубами по три рубля за кубическую сажень (это я знал уже и тогда), плахи были толстые (вершка по три), и я немало торжествовал, когда мне удавалось после долгой возни перерубить такую плаху пополам, усыпав щепою всю комнату».

Алексей Николаевич был единственным ребёнком в семье Николая Александровича Крылова и Софьи Викторовны Ляпуновой. Николай Александрович – его отец -  был артиллерийским офицером, участником Крымской войны 1855—1856 годов, получил образование за казённый счёт  как сын ветерана Александра Алексеевича Крылова, раненного под Бородино и при взятии Парижа.

Крылов в эвакуации

Особое место в своих воспоминаниях Алексей Николаевич отводит описанию отца:

«Мой отец в то время был председателем Алатырской земской управы, помещик, владелец прекрасной старинной усадьбы и шестисот десятин превосходнейшей земли. Ездил он ежегодно, подобно другим помещикам, в Нижний на ярмарку закупать годичный запас провизии. У других, конечно, это делалось так, что барин ехал в крытом тарантасе или коляске, а отдельно шли возы с закупленным в сопровождении бурмистра или старосты».

По традиции, Алексея Николаевича ждала судьба военного, но большее влияние на него оказало окружение многочисленных родственников  Филатовых (по бабушке со стороны отца) и Ляпуновых (по линии матери), которые в дальнейшем стали знаменитыми русскими (и французскими — Виктор Анри) врачами, учёными, композиторами.

«В это же лето гостили у Сеченовых братья Александр, Сергей и Борис Михайловичи Ляпуновы с их матерью Софьей Александровной и младшей сестрой, которую лечил Пелехин. Это были дети покойного профессора астрономии Михаила Васильевича Ляпунова; замечательно, что все три брата стали впоследствии знамениты: Александр как математик, Сергей как музыкант-композитор, Борис как филолог-славист. Может быть, тут сказалась, с одной стороны, наследственность, а с другой — влияние Ивана Михайловича Сеченова (авт.: известный физиолог) и того уважения, которым он пользовался как среди обширной родни, так и всех его знавших», - из воспоминаний Алексея Николаевича.

Очень живо, с подробностями Крылов описывает поездки по Волге, которые были частыми в его детстве:

«В начале 1870-х годов на Волге работали пассажирские пароходы обществ «Самолет», «По Волге», «Кавказ и Меркурий». Все пароходы были однопалубные, носовая часть палубы была открытая и предназначалась главным образом для груза. Над кормовой частью возвышался на бортовых стойках спардек, именовавшийся «мостиком», куда допускались лишь пассажиры 1 и 2-го классов. Пароходы были колесные, машины — большей частью с качающимся цилиндром, постройки бельгийской фирмы «Кокериль». Все пароходы были почти одинаковые, но особенно славились «самолетские», и их предпочитали «волжским» и «меркурьевским». Отопление на всех пароходах было дровяное. Дрова — дубовые, длиной в аршин, из толстых поленьев. Их получали, раскалывая восьмивершковый кряж на четыре части. Погрузка дров производилась на пристанях, расположенных, примерно, через 50–70 верст одна от другой. Грузили женщины, которые с удивительным проворством, бегом переносили дрова из берегового штабеля на пароход. Вместо носилок служили два нескрепленных между собой шеста с двумя колышками, вбитыми в средней части каждого из них. На пароходе дрова очень ловко с великим грохотом сбрасывались б дровяной трюм».

В воспоминаниях Крылова мы видим совершенно другую Волгу, которая была одним из главных торговых путей России.

На Волге тогда происходило оживленное не только пассажирское, но и  главным образом  грузовое движение. Баржи с рожью, овсом, пшеницей и прочими грузами шли вверх или под буксиром пароходов, или за «кабестанными машинами», а затем по Мариинской системе направлялись в Петербург; здесь хлеб перегружался на лихтера (Морской канал был открыт в мае 1885 г.) и доставлялся в Кронштадт, где его опять перегружали на пароходы для отправки за границу.

Вниз по Волге шел главным образом лесной товар из Суры с ее дубовыми лесами Ядринского, Курмышского и Васильсурского уездов, шли клепки для бочек, ободья, полозья, колесные спицы и пр. С верховьев Суры поступали березовые круглыши для колесных ступиц, оглобли, ивовые дуги, кленовые заготовки для клещей хомутов и т. д. Из села Промзина отправляли хлеб в зерне, из Алатыря — муку размола мельниц К.Н. Попова, владельца «Неожиданного». С Ветлуги и Унжи шло много лубяного товара, т. е. лубков, мочалы, рогожи и пр. С Камы и ее притоков шло уральское железо в Нижний на ярмарку, хлеб и множество лесных грузов».

В 1878 году поступил в Морское училище, которое окончил с отличием в 1884 году.

Крылов – курсант морского училища

«…Так как математика служит основою специально-морских предметов, то учиться в Морском училище мне было легко, и я все время шел в своем выпуске первым, имея полный балл по всем предметам. Как сейчас помню, в старшем специальном классе отвечал у доски мой товарищ М. Глотов о построении путей, лежащих между полюсом и дугою большого круга, которые длиннее этой дуги и короче локсодромии. В учебнике «Навигация» Зыбина это было изложено совершенно непонятно и местами неверно. Преподаватель, капитан 2-го ранга Александр Алексеевич Бартенев, подсел ко мне на последнюю парту и тихо говорит мне: «Я вижу, что он рассказывает, чего в учебнике нет; не сам он это придумал, наверное, вы его научили, покажите мне». Я объяснил. Бартенев пожал мне руку и благодарит: «Вам у меня учиться нечему; чтобы не скучать, занимайтесь на моих уроках чем хотите, я вас спрашивать не буду, а раз навсегда поставлю вам 12», - из воспоминаний Алексея Николаевича Крылова.

После окончания училища работал в компасной мастерской Гидрографического управления под руководством И.П. Колонга, где провёл своё первое научное исследование по девиации магнитных компасов. Теория магнитных и гирокомпасов прошла через всю его жизнь.

Много позже, в 1938—1940 годах, опубликовал ряд работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса: «Основания теории девиации компаса», «Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении», «О теории гирокомпаса».

В 1941 году эти исследования были отмечены Сталинской премией. Крылов предложил также новую систему дромоскопа, автоматически рассчитывающего девиацию компаса.

В 1887 году Алексей Николаевич перешёл на Франко-русский завод, а затем продолжил учёбу на кораблестроительном отделении Николаевской морской академии. После окончания курса (в 1890 году) остался в Академии, где вёл практические занятия по математике, а впоследствии курс теории корабля. По воспоминаниям самого Крылова, с 1887 года его «главной специальностью стало кораблестроение, или, лучше сказать, приложение математики к разного рода вопросам морского дела». С этого началась его преподавательская деятельность, продолжавшаяся почти до самой смерти.

В 1890-е годы мировую известность приобрёл труд Крылова «Теория качки корабля», значительно расширивший теорию Уильяма Фруда. Работа А.Н. Крылова была первым всеобъемлющим теоретическим трудом в этой области. В 1896 году избран членом Английского общества корабельных инженеров. В 1898 году награждён золотой медалью Британского общества корабельных инженеров, причём это был первый случай в истории, когда медали удостаивался иностранец. Продолжая эти работы, создал теорию демпфирования (умирения) бортовой и килевой качки. Он первый предложил гироскопическое демпфирование (успокоение) бортовой качки, что сегодня является наиболее распространённым способом умирения бортовой качки.

Алексей Николаевич Крылов за работой

С 1900 года Алексей Николаевич деятельно сотрудничает со Степаном Осиповичем Макаровым, адмиралом и учёным-кораблестроителем, работая над вопросом плавучести корабля. Итоги этой работы вскоре стали классическими и до сих пор широко используются в мире.

«…В 1903 г. мне было предложено прочесть лекцию «О непотопляемости судов и ее обеспечении». Зал собрания был переполнен, присутствовали главный командир, вице-адмирал Макаров, все адмиралы, начальники отрядов, командиры судов и множество офицеров. Я начал свою лекцию словами:

«В Библии, в книге «Бытия», приведена обстоятельная спецификация Ноева ковчега — здесь сказано: построй себе ковчег из дерев гоффер и нимотриклин, отделения сделай в ковчеге, три жилья сделай в ковчеге — нижнее, среднее и верхнее жилье и осмоли его изнутри и снаружи».

Отсюда ясно, слово «жилье» сохранилось и до сих пор — жилая палуба есть на всяком корабле, слова «отделения» указывают на подразделение ковчега поперечными переборками, слово «осмоли» — что как борт и днище, так и палубы и переборки должны быть водонепроницаемы. Ковчег строился по непосредственным указаниям промысла божия, следовательно, в нем было все «добро зело», т. е. переборки были распределены правильно, ни палубы, ни переборки не текли, люки были прорезаны где надо и крепости ковчега не ослабляли.

С тех пор прошло по библейскому исчислению 7410 лет, построено бесчисленное множество судов, но уже разумом человеческим, поэтому на всех из них было и есть множество недостатков, нарушающих обеспечение основного качества корабля — его непотопляемость. Я и постараюсь изложить эти недостатки и меры к их устранению».

После этого вступления я развил подробно приведенные выше положения и закончил лекцию следующими словами: «Все, что я вам здесь изложил, принадлежит не мне, а целиком взято из ряда статей «Морского сборника», охватывающих тридцать лет»,  - из воспоминаний Крылова.

Великая Октябрьская социалистическая революция застала Крылова на работе в Русском обществе пароходства и торговли.

«Я ведал постройкой пароходов и их технической эксплуатацией, - писал Алексей Николаевич. - Когда декретом молодого правительства рабочих и крестьян коммерческий флот был национализирован, я передал весь флот советской власти. В 1921 г. Советская страна командировала группу ученых, в том числе академиков Рождественского, Иоффе и меня, за границу для возобновления научных сношений и приобретения книг и приборов для Академии наук, в частности для Морской академии. Командировка была рассчитана на непродолжительный срок; однако мне пришлось пробыть за границей семь лет. Это время я там работал по самым различным заданиям советского правительства. Советская страна нуждалась в большом количестве паровозов. 1250 паровозов были заказаны на заграничных паровозостроительных заводах. Паровозы надо было перевозить в Россию в собранном виде водным путем. Мне было поручено приискивать пригодные и выгодные для этих перевозок пароходы. Ознакомившись с этим делом, я предложил не фрахтовать пароходы по дорогой цене, а покупать их. Во время перевозки паровозов, заказанных только в одной Швеции, удалось сэкономить около полутора миллионов рублей золотом. Два парохода, закупленные мной в первые годы советской власти, и сейчас плавают под советским флагом. Это «Воровский» и «Ян Томп». Третий был продан со скидкой с покупной цены, во много раз меньшей фрахта. В течение двадцати лет по планам Ленина и Сталина величайшая страна с населением более 170 миллионов превращена из отсталой земледельческой в страну крупной промышленности. В Советском Союзе произведены небывалые технико-экономические реформы и такие гигантские сооружения, о которых раньше не смели и думать».

В 1917 году Алексей Николаевич был назначен директором физической лаборатории Академии наук. В 1918 году — консультант комиссии особых артиллерийских опытов. В 1919—1920 годах — начальник Морской академии.

В августе 1941 года Крылов, вопреки его протестам, был отправлен в эвакуацию в Казань. Вернулся в Ленинград в августе 1945 года. В эвакуации он написал свои знаменитые «Мои воспоминания». В 1944 году принял участие в судьбе физического факультета МГУ. Он подписал письмо четырёх академиков В.М. Молотову, автором которого был А.Ф. Иоффе. Это письмо инициировало разрешение противостояния между так называемой «академической» и «университетской» физикой.

Алексей Николаевич Крылов умер 26 октября 1945 года и был похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища неподалеку от И.П. Павлова и Д.И. Менделеева.

Алексей Николаевич Крылов был женат на Елизавете Дмитриевне Драницыной (1868—1948), в браке с которой родилось пятеро детей. Два первых ребёнка — дочки -  умерли в раннем возрасте. Родившиеся затем сыновья Николай и Алексей служили в белой армии в частях Деникина и погибли в 1918 году на Гражданской войне. Самый младший ребёнок — дочь Анна (1903—1996)  в 1927 году   вышла замуж за Петра Леонидовича Капицу, с которым Крылов был знаком с 1921 года по совместной работе в комиссии, направленной Советским правительством за границу для восстановления научных связей и закупки оборудования.

А.Н. Крылов с дочерью Анной, ставшей впоследствии женой    П.Л. Капицы. 1904 год

По вине самого Крылова, у которого возник серьёзный роман с А. Б. Ферингер, ставшей впоследствии его второй женой, семья распалась.

Кстати, Алексей Николаевич Крылов приходится дедом Сергею Петровичу Капице  (учёного-физика, телеведущего программы «Очевидное-невероятное») и Андрею Петровичу Капице.

Фото: из открытых источников

15.08.2018 в 16:23 Светлана Истомина 12 просмотров Светлана Истомина
 
По теме
 
ВОЗДУХ ЧИСТ - администрация г. Димитровград По данным наблюдений на посту-лаборатории по ул. Московской, 73 с 11 по 18 сентября в атмосферном воздухе Димитровграда превышений предельно допустимых концентраций вредных веществ не отмечено.
21.09.2018
В Ульяновске проходят мероприятия «cанитарной пятницы» - Мэрия города Ульяновска Глава Ульяновска Сергей Панчин потребовал от руководителей районных администраций, муниципальных предприятий и структурных подразделений городской администрации обеспечить выполнение всех намеченных планом мероприятий.
21.09.2018
В Ульяновске проходит «санитарная пятница» - Ulpravda.Ru Уборку улиц, дворов и парков организовали во всех районах города. Участие в работах по благоустройству принимают сотрудники предприятий, управляющих компаний, специализированных муниципальных учреждений,
21.09.2018
 
Завершение работ по натурному обследованию лесных питомников в 2018 году - Рослесозащита ЦЗЛ Ульяновской области В рамках выполнения государственного задания по направлению «Государственный мониторинг воспроизводства лесов» специалистами отдела «Ульяновская лесосеменная станция» завершены работы по оценке характеристик посадочного
21.09.2018
Где ульяновцы отдыхали летом, сколько бюджетных средств сэкономили за 8 месяцев и как бороться с мусором. Обсудим в прямом эфире - Ulpravda.Ru В новом выпуске программы «Диалог с властью» поговорим на такие темы как: - Обращение с твердыми бытовыми отходами; - Итоги работы сферы туризма за прошедшее лето, а также празднование всемирного дня туризма;
20.09.2018
 
 
Большая часть работ по партпроекту «Городская среда» в Ульяновске завершена - Единая Россия Этот вопрос обсудили на заседании комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и охране окружающей среды под председательством депутата Городской Думы Дмитрия Насонова Один из центральных вопросов посвятили промежуточн
19.09.2018
Завершение работ по натурному обследованию лесных питомников в 2018 году - Рослесозащита ЦЗЛ Ульяновской области В рамках выполнения государственного задания по направлению «Государственный мониторинг воспроизводства лесов» специалистами отдела «Ульяновская лесосеменная станция» завершены работы по оценке характеристик посадочного
21.09.2018 Рослесозащита ЦЗЛ Ульяновской области
Уборку улиц, дворов и парков организовали во всех районах города. Участие в работах по благоустройству принимают сотрудники предприятий, управляющих компаний, специализированных муниципальных учреждений,
21.09.2018 Ulpravda.Ru
Министр здравоохранения Ульяновской области Сергей Панченко был в курсе состояния девятилетнего ребенка, погибшего в Областной детской клинической больнице 14 сентября, с момента ухудшения его состояния еще 13 числа.
24.09.2018 ИА Ульяновск-город новостей
Изолирована от общества в колонии на длительный срок жительница областного центра, изобличенная Прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска в совершении нескольких преступлений.
24.09.2018 Прокуратура Ульяновской области
Ульяновск, 24 сентября - АиФ-Ульяновск. Министр здравоохранения Ульяновской области Сергей Панченко провел встречу с журналистами по поводу смерти 9-летнего пациента в Областной детской клинической больнице 14 сентября.
24.09.2018 АиФ Ульяновск
Ульяновск, 23 сентября - АиФ-Ульяновск. Пять человек оказались в больнице и ещё двое получили незначительные травмы – таковы результаты утреннего ДТП, произошедшего в Тереньгульском районе.
23.09.2018 АиФ Ульяновск
Тараканьи бега и блины под крылом самолет. Передачу НТВ «Поедем, поедим!», снятую в Ульяновске, покажут в субботу - Ulpravda.Ru Ведущий кулинарно-этнографической программы Джон Уоррен анонсирует новый выпуск «Поедем, поедим!», съемки которого проходили в июне этого года в нашем городе.
23.09.2018 Ulpravda.Ru
Шопин начинает с семерки - Ulpravda.Ru В Тюмени стартовал чемпионат России по летнему биатлону. Лучший результат среди ульяновцев показал лидер региональной команды – Юрий Шопин.
22.09.2018 Ulpravda.Ru
Министр здравоохранения Ульяновской области Сергей Панченко был в курсе состояния девятилетнего ребенка, погибшего в Областной детской клинической больнице 14 сентября, с момента ухудшения его состояния еще 13 числа.
24.09.2018 ИА Ульяновск-город новостей
Под Ульяновском микроавтобус попал в серьёзное ДТП: 7 человек пострадали - АиФ Ульяновск Ульяновск, 23 сентября - АиФ-Ульяновск. Пять человек оказались в больнице и ещё двое получили незначительные травмы – таковы результаты утреннего ДТП, произошедшего в Тереньгульском районе.
23.09.2018 АиФ Ульяновск
Органы прокуратуры Ульяновской области постоянно осуществляют надзор в сфере соблюдения хозяйствующими субъектами системы ЖКХ и органами местного самоуправления прав граждан на нормальные условия жизнедеятельности.
24.09.2018 Прокуратура Ульяновской области