В Государственном архиве Ульяновской области открылась выставка, на которой представлены редкие и очень интересные документы о жизни провинциального Симбирска в годы революции и Гражданской войны.
- Когда московских архивистов спрашивали, есть ли у нас такой документ, которому они могли бы позавидовать, они утвердительно отвечали, что есть, - рассказывает ведущий архивист Антон Шабалкин. - Это подлинные записи из метрической книги Николаевской церкви о рождении и крещении Владимира Ульянова-Ленина и Александра Керенского.
С этого документа начинается экспозиция, на которой есть и другие сведения о вожде революции еще того времени, когда он не состоялся в таком статусе. Справка департамента полиции, где говорится, что помощник присяжного поверенного известен под кличкой Ленин. Или воспоминания жителя одного из сел Александра Дерюгина, записанные студентами пединститута. Как-то приехал к ним инспектор народных училищ Илья Ульянов вместе с сынишкой. И маленький Володя набрал целую шапку куриных яиц, побежал с ней, упал и разбил их. Встав, воскликнул: «Сколько бы можно было рабочих накормить!».
От предреволюционной эпохи остались многочисленные фотографии августейшего семейства. На одном снимке императора Николая II сверху кем-то даже подписано карандашом: «Бывший». После революции все воспоминания о темном самодержавии пытались вымарать из памяти.
Фотографии первого съезда текстильщиков. Поездки Керенского по фронтам. Все разбуженное революцией море населения. А вот снимок руководителя губернии в межреволюционный период, по словам Антона Юрьевича, так и не смогли нигде найти. Около фотографий в письме лидера симбирских большевиков Михаила Крымова - жалобы на провинциальную дороговизну по сравнению с Питером. А рядом дневник выпускницы Мариинской гимназии Леночки Месевич, на страницах коего ни слова о творящихся больших событиях. Только любовь, цветочки и весна.
Гражданская война и чапанное восстание. Многочисленные воззвания крестьянских повстанцев, в которых слава Совету народных комиссаров соседствует с призывами громить коммуну и анархию. Вот такой вот полнейший винегрет.
Последний раздел экспозиции посвящен увековечению памяти о вожде революции. Эскиз барельефа Ленина, выполненный рукой Аркадия Пластова. Он был установлен в 1926 году на открывшемся в Ульяновске Доме-музее Владимира Ильича.
- Пластов отлил барельефы в Прислонихе в трех экземплярах, сложил в картофельный мешок и привез в Ульяновск, - попутно рассказывает Антон Шабалкин.
Тут же документы о создании первого памятника самому знаменитому уроженцу города. Первый набросок, сделанный рукой Матвея Манизера. И рядом - заключение комиссии, в которую входили сподвижники вождя, видевшие его при жизни. Они советуют скульптору «уменьшить толщину фигуры и проработать пропорции». К партийным рекомендациям он прислушался, и Ленин в мраморе приобретает привычный нашему взгляду вид.
Данила НОЗДРЯКОВ