Ульяновская филармония в 2017 году впервые организовала интересный абонемент «Фестивальный – Большие гастроли» , который включал всего три выступления . Все они прошли осенью и были настолько яркими и незабываемыми, что зрители до сих пор вспоминают и ждут приезд артистов вновь.
С надеждой на встречу публикуем полную версию интервью с руководителем Русского классического балета «Звезды Москвы» Людмилой Титовой. Наш разговор состоялся накануне выступления её коллектива в Ульяновске 30 октября 2017 года, который представил балет «Лебединое озеро» .
- Людмила, почему вы привезли в Ульяновск именно «Лебединое озеро»?
- Я считаю, что «Лебединое озеро» - это визитная карточка русского балета, где потрясающая музыка, потрясающая хореография. Этот спектакль можно смотреть из раза в раз и наслаждаться множеством великолепных лебедей, прекрасным принцем, Одеттой. Вторая причина, почему мы привезли этот балет: исполнилось 140 лет со дня первой постановки «Лебединого озера». Тем самым мы как бы чествуем хореографов и, конечно, великого композитора Петра Ильича Чайковского.
- Не так давно вы сами исполняли партию Одетты-Одиллии. Но на Большую сцену Ленинского мемориала выйдете в иной роли. Есть ли ревность к другой исполнительнице?
- Я хотела пожелать своему молодому театру, чтобы у меня было больше Одетт-Одиллий, так как преемственность поколений – это самое важное в нашем балете. Нельзя задерживаться на сцене дольше, чем позволяют твои физические данные. А каждому возрасту – своя партия, поэтому нет никакой ревности.
- В вашей исполнительской копилке много различных партий: и Кармен, и Золушка, и Одетта-Одиллия – совершенно разные, противоположные образы. Кто или что вам помогало так перевоплощаться?
- Прежде всего, конечно, педагог, а вообще - старые традиции русской школы, которые нам прививали с детства. И большое спасибо нашей школе балета за то, что она прививает нам любовь к тем звёздам-исполнителям, которые были ранее. Именно они несли в себе не только технику, как сейчас модно, а ещё и драматизм спектакля. Они делали не балетную постановку, а спектакль. И для нас очень приятно, что сейчас с нами танцует Андрей Меркурьев. Когда он выходит на сцену, он, прежде всего, артист. Это Принц! Вот такой должен быть русский балет! Не важно, что он будет делать дальше. По первому его шагу сразу понятно, кто он, зачем он здесь, на кого посмотрел и для чего так сделал. Это русская школа! Это то, что должны нести в себе все танцовщики русской балетной школы.
- Людмила, чем ваш театр отличается от других, в чём его специфика?
- У меня маленькая труппа и выжить в большой Москве, где есть государственные театры, которые поддерживаются, очень трудно. Поэтому мы много гастролируем, часто выезжаем за границу, показываем более 150 спектаклей в год. Да, именно спектаклей. Мы стараемся показывать настоящие спектакли. Пусть они будут сокращёнными, но для меня важно, чтобы они шли от души, чтобы зрители «заряжались» после наших выступлений. Я бы хотела, чтобы каждый танцовщик в моей труппе понимал, что он делает, зачем он это делает, как актёр. У нас ежегодно появляются новые постановки. С Андреем Меркурьевым мы сделали «Кармен» и «Дюймовочку». И мне бы хотелось, чтобы у нас было много новых интересных постановок, таких, которых нет нигде. Останавливаться на нескольких классических постановках – не наш вариант. Важно творческое развитие коллектива. И мне хочется, чтобы к нам приходили молодые хореографы и имели шанс этого творческого развития. Тем самым будут развиваться и мои артисты, которым необходимо подтягиваться ежесекундно. Я всегда недовольна ими, и это нормально.
- Что в планах вашего театра?
- В следующем году мы планируем поставить балет «Спартак».
- Вместе с Андреем Меркурьевым?
- К сожалению, нет. У Андрея очень много работы. Но с ним я буду вести переговоры о постановке современных спектаклей. В Одессе он потрясающе поставил замечательный спектакль «Крик», который, надеюсь, появится и в нашем репертуаре. Но я понимаю, всему своё время.
- Чему вы искренне порадовались в 2017 году?
- Стало больше полных залов, вернулась любовь к классике. Ещё года два назад была такая печальная тенденция: всё что угодно, только не балет. В Ульяновск мы прилетели из Сибири, и везде нас встречали очень тепло, везде были полные залы не только взрослых зрителей, но и детей. Это здорово и очень приятно!
Ирина Антонова