Фото: www.zsuo.ru
На прошедшей неделе Геннадий Антонцев провел заседание комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике, который он возглавляет. Повестка дня предполагала обсуждение учета конструктивных и технических параметров многоквартирных жилых домов при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества. Но диалог вышел за рамки предложенного регламента.
В работе приняли участие заместитель председателя комитета Владимир Камеко, депутат Александр Букин, директор департамента по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики региона Сергей Ципровский, заместитель председателя президиума координационного областного совета собственников в жилищном и коммунальном хозяйстве Александр Потапов, представители областной исполнительной власти, управляющих компаний, председатели советов МКД и ТСЖ.
На совещании в очередной раз обсуждались новые нормативы на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества МКД, которые в регионе должны быть утверждены до 1 июня 2017 года (соответствующий проект документа подготовлен Министерством развития конкуренции и экономики области). Напомним: 1 июня – это срок, после которого ОДН в расчетах за коммунальные ресурсы в МКД, которые управляются управляющими компаниями, ТСЖ или ЖСК применяться не должен. (ОДН останется только в домах, собственники которых выбрали непосредственный способ управления или в домах, где способ управления выбран, но не реализован.) А плата за коммунальные ресурсы в целях содержания, в соответствии с Жилищным кодексом, включается в плату за содержание общего имущества.
Однако применение новых нормативов породило новые проблемы и поставило новые вопросы. Причина – отсутствие утвержденного Правительством РФ порядка установления новых нормативов и порядка расчета платы за них. Комитет по ЖКХ в январе этого года, сразу после выхода постановления Правительства РФ, которое обязало субъекты рассчитать нормативы к 1 июня, обратил внимание Минстроя РФ на отсутствие необходимых правительственных документов. Из Минстроя последовала отписка. 22 февраля на заседании Законодательного Собрания было принято обращение к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой ускорить подготовку нужных «порядков». Это обращение поддержали более 20 субъектов. Но по сей день необходимые правовые акты федерального правительства отсутствуют.
Заложниками сложившейся ситуации кроме региональных министерств, обязанных утвердить новые нормативы, стали собственники и управляющие организации. В отсутствие федерального порядка регионы рассчитали нормативы, а управляющие организации должны будут сделать расчет и начислить плату за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества.
В отсутствие федерального порядка жилищный надзор, прокуратура и общественный контроль будут вынуждены рассматривать жалобы граждан. А такие жалобы появятся после выставления платежных документов с новыми нормативами: в июле.
Можно ли минимизировать негативные последствия дефектов федерального законодательства? Можно ли собственникам и управляющим компаниям в такой ситуации совместно найти оптимальные способы расчетов за коммунальные ресурсы и плату за ресурсы по новым нормативам, чтобы компенсировать недоработки законодательства? Именно этой теме было посвящено это совещание комитета.
Большинство председателей советов МКД интересовало: какие услуги и в каком объеме включены в новые нормативы. Почему снова возвращается плата за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества (напомним, раньше существовал норматив на сточные воды на ОДН, но затем его отменили)? Каким образом учитывались конструктивные особенности домов в расчете нормативов, например, холодной и горячей воды? Почему даже в случае, когда жители самостоятельно моют подъезды водой из кранов в квартирах, норматив на ХВС и ГВС в целях содержания все равно существует?
Горячий спор возник при обсуждении объема воды для ежегодной промывки и опрессовки. Председатели с пристрастием требовали от директоров управляющих компаний ответа – сколько воды уходит на эту операцию. Директора пытались разъяснить председателям технические подробности, но сталкивались с трудностью понимания.
Управляющее компании практически единогласно назвали главным негативным последствием изменений с 1 января жилищного законодательства невозможность принятия решения собственниками рассчитываться за ресурс по показаниям общедомовых приборов учета (ОДПУ): «Зачем тогда заставляли устанавливать приборы?..» Отмена такой возможности – реальная угроза для экономики не только небольших ТСЖ и ЖСК, но и для УК. Если общее собрание даже подавляющим большинством голосов примет решение рассчитываться по ОДПУ, то такое решение очень легко может быть обжаловано по заявлению любого недовольного жителя дома.
- Комитет уже сделал несколько предложений на федеральном уровне. Депутаты Законодательного Собрания не только потребовали разработать отсутствующий федеральный порядок установления нормативов, но и предложили свою схему утверждения нормативов для содержания: в зависимости от периодичности выполнения услуг и работ, входящих в состав минимального перечня услуг и работ, и необходимого для этого объема потребления соответствующего коммунального ресурса. Похоже, Минстрой России обратит внимание на негативные последствия новых нормативов только тогда, когда эти последствия наступят. То есть, после выставления первых платежных документов. Ведь начислить плату за ресурсы в целях содержания без нарушения законодательства невозможно, - подытожил Геннадий Антонцев.
Источник: Законодательное Собрание
22.05.2017 14:08