Новости города БезФормата.Ru
Ульяновск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Григорий Калёнов: «Защита прав потребителей ушла в шоу»

Григорий Калёнов: «Защита прав потребителей ушла в шоу» - АиФ Ульяновск
В стране бушует птичий грипп. А вы уверены, что яйца заражённой курицы никогда не появятся в торговой сети? - АиФ Ульяновск
Григорий Калёнов: «Защита прав потребителей ушла в шоу» - АиФ Ульяновск
Фото: images.aif.ru
Беззащитны те, у кого нет денег на адвоката. Сегодня День защиты прав потребителя. Россияне обрели этот статус и защиту в виде закона, едва страна вступила в рыночную экономику. О том, что из этого получилось, говорим с Григорием Калёновым – человеком, который четверть века занимается потребительской темой.

Не система, а тупик

Т. Захарычева: – Григорий Викторович, Закон о защите прав потребителей был принят в 1992 году. Чего добились с тех пор, в чём провалились?

Г. Калёнов: – Наверное, сейчас нет ни одного человека, который бы не слышал об этом законе. Это огромное завоевание. Судебная практика хорошая. Общественные организации работают. А провалились в том, что система не выстроена. 25 лет назад защита прав потребителей задумывалась как смычка трёх направлений – судебно-административная защита, создание конкуренции и демонополизация экономики. Не получилось.

При развитой конкуренции потребителю и суды не нужны, он приходит в магазин и говорит: «Или вы решаете мою проблему на месте, или…». И продавец тут же решает, потому что не хочет   потерять клиента. У нас же никого не испугаешь тем, что люди начнут голосовать ногами. Главная задача – заставить продавца сделать всё по закону. Именно заставить! Это уже не система, это тупик. Я считаю величайшей ошибкой, что 13 лет назад контроль в сфере защиты прав потребителей отдали Роспотребнадзору. В основу этого ведомства положены идеи санитарной защиты. А санитарные врачи в принципе не могут думать о развитии конкуренции.

– Ну, в каких-то сферах здоровая конкуренция всё-таки появляется.

– Да, например, в сфере сотовой связи. Если не нравится этот оператор, уйду к другому с сохранением номера. Не прошло и 15 лет, как проблему решили. Решили, потому что тут имеешь дело напрямую с производителем услуги. Совершенно это не получается на продуктовом рынке. До производителя не доберёшься, давление идёт на посредника – торговую сеть. И она начинает перебивать даты на этикетках, переставлять продукты. Беда в том, что в производстве продуктов питания конкуренции нет, напротив – растёт монополия. Существует огромная зависимость от непонятных поставщиков. Одним из крупнейших экспортеров, например, стала Белоруссия.

Спрос на зрелища

– У нас сейчас масса всяких шоу на потребительскую тему. С экранов телевизоров показывают подсобки магазинов, выгребают с прилавков просроченные товары… Не работает?

– Всё свели к шоу, которое подменило реальное потребительское тестирование, когда берут несколько продуктов, исследуют, сравнивают. Может, на это не так интересно смотреть, как на разоблачения Лены Летучей, зато пользы гораздо больше. К сожалению, мы сегодня не имеем лабораторий, которые помогли бы оценить качество приобретённой продукции. У нас нет издания, которое публиковало бы результаты потребительского тестирования. Нет больше журнала «Спрос». Остался один «ориентир» – реклама.

В стране бушует птичий грипп. А вы уверены, что яйца заражённой курицы никогда не появятся в торговой сети? Фото: АиФ / Александр Фирсов

– Зато у потребителя есть спрос на сенсационные разоблачения…

– Это понятно. Червяка нашли в детском питании? Класс! Надо, чтобы камера взяла его покрупнее. Нет, я не обвиняю СМИ. Они работают на своего зрителя, на его интерес. Я сам показывал журналистам мышиный хвост в буханке хлеба. Но дальше мы всё-таки разбирались: кто производитель, куда поступила эта партия хлеба, что с ней произошло, какую компенсацию получил потребитель, которому этот хвост достался, и какие меры были приняты к производителю. Нельзя всё сводить к одной сенсации. Ну, удивили, поразили. Дальше-то что?

А на трибуне кто?

– Так потребитель в итоге защищён или беззащитен?

– Я считаю, что не защищены люди небогатые, которые не могут нанять адвоката. В 1990 году в журнале «Англия» я прочитал, что в Великобритании муниципальные омбудсмены защитили женщину, которая купила некачественную булочку. И ей не надо было платить адвокату. У нас в 1993 году в районных администрациях де-юре были созданы аналогичные отделы. Их специалисты должны были оказывать населению информационную, консультационную поддержку и юридическую – в судах. Не знаю случаев, чтобы они ходили в суд. Чтобы заставить пойти с собой в суд чиновника, нужно настолько хорошо знать, как работает система власти, что это доступно единицам. Попробуйте прийти в управление Роспотребнадзора, и первым делом у вас спросят паспорт. Этой организации не интересно заниматься нуждами конкретного человека по конкретной проблеме. Я прекрасно отношусь к людям, которые там работают, но очень плохо отношусь к системе. Куда податься потребителю?

– А общественные организации?

– Человек идёт туда за бесплатной помощью. Так сложилось. Но тогда нужно говорить об источниках финансирования. Была придумана интересная схема: общественная организация обращается с иском в суд о защите прав потребителя, и если дело выиграно, сумма штрафа идёт в её пользу. Года три назад наши суды стали кардинально уменьшать суммы штрафов. И общественные организации лишились финансирования. С тех пор они заключают с потребителем договор на юридические услуги. Клиент платит, а юристы потом взыскивают эту сумму через суд. Но тут возникают вопросы… А если дело проиграно? Или сумму, заплаченную юристу, не удалось взыскать?

Общественные организации поневоле превратились в адвокатские образования, а ведь, по сути, они должны быть трибунами потребителей, привлекать внимание к проблемам.

– Получается, такой трибуны вовсе нет. Кто бы этим мог заниматься?

– Появилось предложение ввести единицу уполномоченного по защите прав потребителей. В этом есть смысл, если его главной задачей станет организация межведомственного взаимодействия в сфере защиты прав потребителей.

– Звучит ужасно… Досье «АиФ» Григорий Калёнов. Родился в 1968 г. в Ульяновске. С 1992 г. – начальник отдела по защите прав потребителей Антимонопольного управления, с 2005 г. – руководитель Центра по защите прав потребителей, с 2010-го – депутат Гордумы, сейчас адвокат.

– Согласен. Давайте объясню на конкретном примере. Недавно ульяновский блогер попал на федеральный канал – поджигал сыр, сыр горел, и это доказывало, что продукт некачественный, что там есть пальмовое масло, которого быть не должно. И всё ушло в эмоции: «Ну надо же – сыр горит!» или «Какое безобразие! Чем нас кормят!». Удивились, возмутились. Но ничего от этого не изменилось. А по идее нескольким ведомствам надо объединиться, чтоб разобраться, почему сыр горит. Первый вопрос к производителю и его производству, которое вероятно надо проверить. Это по линии Росстандарта. Второе – торговая сеть. Довела ли она до потребителя информацию о составе продукта? Третье – сам потребитель. Получил ли он «удовлетворение» по поводу своей неудачной покупки? Подан ли иск об изъятии товара этого производителя из всех торговых точек? Это уже вопросы полиции и службы судебных приставов. По идее представители этих ведомств должны сесть за один стол решать проблему. А организация, которая допустила такое безобразие, в итоге должна заплатить огромный штраф или вообще исчезнуть с рынка. У нас сейчас ничего такого нет.

Без экстремизма

– В обиход вошло понятие «потребительский экстремизм». Может быть, суды не зря стали уменьшать размеры штрафов? Увидели злоупотребление?

– Я считаю, что нет никакого потребительского экстремизма. Есть недопонимание сторонами – потребителями, продавцами, производителями своих прав и обязанностей.

На каком-то этапе защита прав потребителей перестала быть движением за свои права, а стала инструментом зарабатывания денег как для потребителя, так и для стороны, которая ему помогает. Началось всё с ОСАГО, потом пошёл вал исков по взысканию штрафов, разного рода неустоек. Это не понравилось судам, страховым компаниям. Идея была дискредитирована здесь.

– Проблем много. Но хочется верить, что вот уже 25 лет мы всё-таки движемся в верном направлении.

– Это на самом деле так. Например, на рынке похоронных услуг предпринимают очередную попытку договориться о неких правилах поведения. Их бич – незаконный слив информации о клиентах. Раньше они пытались с этим бороться с помощью государства, а теперь сами садятся за стол переговоров. Это означает, что конкуренция на этом рынке есть и игроки сами пытаются выстроить цивилизованные правила игры. Хороший знак!

   С 10 по 14 апреля в региональную казну поступило более 1,1 миллиарда рублей - Министерство финансов       Кассовое исполнение составило – 1 млрд 1,3 млн рублей, в том числе по областным учреждениям – 764,7 млн рублей, по оказанию финансовой помощи бюджетам муниципальных образований – 236,6 млн рублей.
21.04.2017 Министерство финансов
Кассовое исполнение составило – 1 млрд 1,3 млн рублей, в том числе по областным учреждениям – 764,7 млн рублей, по оказанию финансовой помощи бюджетам муниципальных образований – 236,6 млн рублей.
21.04.2017 Правительство Ульяновской области
ВТБ и Почта России завершили совместный проект перевода расчетов почтового - АиФ УльяновскУльяновск, 21 апреля - АиФ-Ульяновск. Банк ВТБ и Почта России успешно завершили процесс перевода расчетов и остатков средств федерального почтового оператора в банк.
21.04.2017 АиФ Ульяновск
Прокуратура г.Димитровграда Ульяновской области в ходе проверки исполнения хозяйствующими субъектами требований трудового законодательства выявила и пресекла нарушения конституционных прав граждан на вознаграждение за труд.
21.04.2017 Прокуратура Ульяновской области
Сбербанк наказали за кредитные карты - Симбирский КурьерУльяновское управление Роспотребнадзора по обращению гражданина наказало ПАО «Сбербанк» штрафом за незаконное включение в договор обслуживания кредитной карты положения о праве банка распоряжаться деньгами потребителя по
20.04.2017 Симбирский Курьер
«Руслан» улетел - Симбирский КурьерМинистр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил, что эксплуатацию и конструкторское сопровождение тяжелых транспортников Ан-124 «Руслан» обеспечит не ульяновский «Авиастар»,
20.04.2017 Симбирский Курьер
IMG_4716 - ИА Ульяновск-город новостейРешением арбитражного суда от 18 апреля в отношении ОАО “Цильнинский элеватор” была введена процедура наблюдения.
20.04.2017 ИА Ульяновск-город новостей
Завершился цикл обучающего семинара "Женский бизнес в Димитровграде". Есть первые выпускники и первые награды.
20.04.2017 Trisosny.ru
Такое заявление сделал губернатор в Законодательном Собрании области. Сергей Морозов представил депутатам отчет о работе регионального правительства за минувший год.
20.04.2017 Trisosny.ru
Сильный дождь надвигается на Ульяновск - UlyanovskCity.RuМЧС предупреждает жителей региона: утром и днем в понедельник, 24 апреля, начиная с южных районов области с дальнейшим распространением на центральную часть, ожидается сильный дождь.
23.04.2017 UlyanovskCity.Ru
В Ульяновской области продолжается работа по предупреждению и профилактике коррупции в сфере образования - Министерство образования19 апреля 2017 года состоялось очередное заседание Комиссии по противодействию коррупции в сфере деятельности Министерства образования и науки Ульяновской области с участием главного советника отдела обеспечения деятельн
21.04.2017 Министерство образования
В Ульяновске моют дороги, мосты и тротуары - Мэрия города УльяновскаСегодня, 23 апреля, на улицах города работает 33 единицы спецтехники МБУ «Дорремстрой».
23.04.2017 Мэрия города Ульяновска
В четверг, 20 апреля, в 17 часов, на улице Железной Дивизии, 9, в Ульяновске, неустановленный водитель на неизвестном автомобиле наехал на 38-летнюю женщину,
21.04.2017 ИА Ульяновск-город новостей
В Ульяновске стартует «Весенняя неделя добра» - Мэрия города УльяновскаПрисоединиться к Общероссийской акции, которая пройдёт с 22 по 29 апреля, может любой желающий.
21.04.2017 Мэрия города Ульяновска