Новости города БезФормата.Ru
Ульяновск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Григорий Калёнов: «Защита прав потребителей ушла в шоу»

Григорий Калёнов: «Защита прав потребителей ушла в шоу» - АиФ Ульяновск
В стране бушует птичий грипп. А вы уверены, что яйца заражённой курицы никогда не появятся в торговой сети? - АиФ Ульяновск
Григорий Калёнов: «Защита прав потребителей ушла в шоу» - АиФ Ульяновск
Фото: images.aif.ru
Беззащитны те, у кого нет денег на адвоката. Сегодня День защиты прав потребителя. Россияне обрели этот статус и защиту в виде закона, едва страна вступила в рыночную экономику. О том, что из этого получилось, говорим с Григорием Калёновым – человеком, который четверть века занимается потребительской темой.

Не система, а тупик

Т. Захарычева: – Григорий Викторович, Закон о защите прав потребителей был принят в 1992 году. Чего добились с тех пор, в чём провалились?

Г. Калёнов: – Наверное, сейчас нет ни одного человека, который бы не слышал об этом законе. Это огромное завоевание. Судебная практика хорошая. Общественные организации работают. А провалились в том, что система не выстроена. 25 лет назад защита прав потребителей задумывалась как смычка трёх направлений – судебно-административная защита, создание конкуренции и демонополизация экономики. Не получилось.

При развитой конкуренции потребителю и суды не нужны, он приходит в магазин и говорит: «Или вы решаете мою проблему на месте, или…». И продавец тут же решает, потому что не хочет   потерять клиента. У нас же никого не испугаешь тем, что люди начнут голосовать ногами. Главная задача – заставить продавца сделать всё по закону. Именно заставить! Это уже не система, это тупик. Я считаю величайшей ошибкой, что 13 лет назад контроль в сфере защиты прав потребителей отдали Роспотребнадзору. В основу этого ведомства положены идеи санитарной защиты. А санитарные врачи в принципе не могут думать о развитии конкуренции.

– Ну, в каких-то сферах здоровая конкуренция всё-таки появляется.

– Да, например, в сфере сотовой связи. Если не нравится этот оператор, уйду к другому с сохранением номера. Не прошло и 15 лет, как проблему решили. Решили, потому что тут имеешь дело напрямую с производителем услуги. Совершенно это не получается на продуктовом рынке. До производителя не доберёшься, давление идёт на посредника – торговую сеть. И она начинает перебивать даты на этикетках, переставлять продукты. Беда в том, что в производстве продуктов питания конкуренции нет, напротив – растёт монополия. Существует огромная зависимость от непонятных поставщиков. Одним из крупнейших экспортеров, например, стала Белоруссия.

Спрос на зрелища

– У нас сейчас масса всяких шоу на потребительскую тему. С экранов телевизоров показывают подсобки магазинов, выгребают с прилавков просроченные товары… Не работает?

– Всё свели к шоу, которое подменило реальное потребительское тестирование, когда берут несколько продуктов, исследуют, сравнивают. Может, на это не так интересно смотреть, как на разоблачения Лены Летучей, зато пользы гораздо больше. К сожалению, мы сегодня не имеем лабораторий, которые помогли бы оценить качество приобретённой продукции. У нас нет издания, которое публиковало бы результаты потребительского тестирования. Нет больше журнала «Спрос». Остался один «ориентир» – реклама.

В стране бушует птичий грипп. А вы уверены, что яйца заражённой курицы никогда не появятся в торговой сети? Фото: АиФ / Александр Фирсов

– Зато у потребителя есть спрос на сенсационные разоблачения…

– Это понятно. Червяка нашли в детском питании? Класс! Надо, чтобы камера взяла его покрупнее. Нет, я не обвиняю СМИ. Они работают на своего зрителя, на его интерес. Я сам показывал журналистам мышиный хвост в буханке хлеба. Но дальше мы всё-таки разбирались: кто производитель, куда поступила эта партия хлеба, что с ней произошло, какую компенсацию получил потребитель, которому этот хвост достался, и какие меры были приняты к производителю. Нельзя всё сводить к одной сенсации. Ну, удивили, поразили. Дальше-то что?

А на трибуне кто?

– Так потребитель в итоге защищён или беззащитен?

– Я считаю, что не защищены люди небогатые, которые не могут нанять адвоката. В 1990 году в журнале «Англия» я прочитал, что в Великобритании муниципальные омбудсмены защитили женщину, которая купила некачественную булочку. И ей не надо было платить адвокату. У нас в 1993 году в районных администрациях де-юре были созданы аналогичные отделы. Их специалисты должны были оказывать населению информационную, консультационную поддержку и юридическую – в судах. Не знаю случаев, чтобы они ходили в суд. Чтобы заставить пойти с собой в суд чиновника, нужно настолько хорошо знать, как работает система власти, что это доступно единицам. Попробуйте прийти в управление Роспотребнадзора, и первым делом у вас спросят паспорт. Этой организации не интересно заниматься нуждами конкретного человека по конкретной проблеме. Я прекрасно отношусь к людям, которые там работают, но очень плохо отношусь к системе. Куда податься потребителю?

– А общественные организации?

– Человек идёт туда за бесплатной помощью. Так сложилось. Но тогда нужно говорить об источниках финансирования. Была придумана интересная схема: общественная организация обращается с иском в суд о защите прав потребителя, и если дело выиграно, сумма штрафа идёт в её пользу. Года три назад наши суды стали кардинально уменьшать суммы штрафов. И общественные организации лишились финансирования. С тех пор они заключают с потребителем договор на юридические услуги. Клиент платит, а юристы потом взыскивают эту сумму через суд. Но тут возникают вопросы… А если дело проиграно? Или сумму, заплаченную юристу, не удалось взыскать?

Общественные организации поневоле превратились в адвокатские образования, а ведь, по сути, они должны быть трибунами потребителей, привлекать внимание к проблемам.

– Получается, такой трибуны вовсе нет. Кто бы этим мог заниматься?

– Появилось предложение ввести единицу уполномоченного по защите прав потребителей. В этом есть смысл, если его главной задачей станет организация межведомственного взаимодействия в сфере защиты прав потребителей.

– Звучит ужасно… Досье «АиФ» Григорий Калёнов. Родился в 1968 г. в Ульяновске. С 1992 г. – начальник отдела по защите прав потребителей Антимонопольного управления, с 2005 г. – руководитель Центра по защите прав потребителей, с 2010-го – депутат Гордумы, сейчас адвокат.

– Согласен. Давайте объясню на конкретном примере. Недавно ульяновский блогер попал на федеральный канал – поджигал сыр, сыр горел, и это доказывало, что продукт некачественный, что там есть пальмовое масло, которого быть не должно. И всё ушло в эмоции: «Ну надо же – сыр горит!» или «Какое безобразие! Чем нас кормят!». Удивились, возмутились. Но ничего от этого не изменилось. А по идее нескольким ведомствам надо объединиться, чтоб разобраться, почему сыр горит. Первый вопрос к производителю и его производству, которое вероятно надо проверить. Это по линии Росстандарта. Второе – торговая сеть. Довела ли она до потребителя информацию о составе продукта? Третье – сам потребитель. Получил ли он «удовлетворение» по поводу своей неудачной покупки? Подан ли иск об изъятии товара этого производителя из всех торговых точек? Это уже вопросы полиции и службы судебных приставов. По идее представители этих ведомств должны сесть за один стол решать проблему. А организация, которая допустила такое безобразие, в итоге должна заплатить огромный штраф или вообще исчезнуть с рынка. У нас сейчас ничего такого нет.

Без экстремизма

– В обиход вошло понятие «потребительский экстремизм». Может быть, суды не зря стали уменьшать размеры штрафов? Увидели злоупотребление?

– Я считаю, что нет никакого потребительского экстремизма. Есть недопонимание сторонами – потребителями, продавцами, производителями своих прав и обязанностей.

На каком-то этапе защита прав потребителей перестала быть движением за свои права, а стала инструментом зарабатывания денег как для потребителя, так и для стороны, которая ему помогает. Началось всё с ОСАГО, потом пошёл вал исков по взысканию штрафов, разного рода неустоек. Это не понравилось судам, страховым компаниям. Идея была дискредитирована здесь.

– Проблем много. Но хочется верить, что вот уже 25 лет мы всё-таки движемся в верном направлении.

– Это на самом деле так. Например, на рынке похоронных услуг предпринимают очередную попытку договориться о неких правилах поведения. Их бич – незаконный слив информации о клиентах. Раньше они пытались с этим бороться с помощью государства, а теперь сами садятся за стол переговоров. Это означает, что конкуренция на этом рынке есть и игроки сами пытаются выстроить цивилизованные правила игры. Хороший знак!

Расквартируют - Симбирский КурьерТак и не дождавшись от граждан 100-процентного оформления квартир в собственность, с февраля бесплатную приватизацию жилья власти сделали бессрочной.
26.03.2017 Симбирский Курьер
Норматив что дышло - Симбирский КурьерНеразбериха в законодательстве в сфере ЖКХ позволяет коммунальщикам двояко трактовать порядок начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды – с выгодой для себя и в ущерб жильцам многоквартирных домов.
24.03.2017 Симбирский Курьер
Автобус – роскошь, а не средство передвижения - Симбирский КурьерОбластное правительство планирует со следующего года заметно повысить ставку транспортного налога для обладателей мощных легковых автомобилей, снегоходов и водной техники.
24.03.2017 Симбирский Курьер
В Поволжском Сбербанке применяется «Электронная регистрация» недвижимости - Центр корпоративных коммуникацийАстрахань стала первым городом России, где состоялась электронная регистрация договоров долевого участия в строительстве недвижимости с привлечением кредитных средств Сбербанка.
23.03.2017 Центр корпоративных коммуникаций
Данная инициатива Губернатора Сергея Морозова была озвучена на заседании Комиссии по улучшению инвестиционного климата, снижению административных барьеров и развитию малого и среднего предпринимательства.
23.03.2017 Правительство Ульяновской области
С 1 апреля увеличатся социальные пенсии - Ульяновская ПравдаПремьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил коэффициент индексации социальных пенсий с 1 апреля.
23.03.2017 Ульяновская Правда
curd-1705379_640 - ИА Ульяновск-город новостейВ День зашиты прав покупателей, 15 марта, на официальном сайте администрации города Ульяновска появилась новость о контрольной закупке журналистами и общественниками «подозрительного» творога производства Симбирской моло
22.03.2017 ИА Ульяновск-город новостей
НА ОЧЕРЕДНОМ ЗАСЕДАНИИ КОМИССИИ ПО ПРОДБЕЗОПАСНОСТИ ОБСУДИЛИ ПРОБЛЕМЫ ОВОЩЕВОДСТВА, МОЛОЧНОГО И КРУПЯНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ХЛЕБОБУЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ.
22.03.2017 Улпресса.Ru
Дарья Рябикова В Ульяновской области готовятся к весенним полевым работам.
22.03.2017 Улпресса.Ru
У пенсионерки "увели" 205 тысяч рублей - Ульяновская Правда23 марта в дежурную часть обратилась 60-летняя жительница Ульяновска и сообщила о том, что неизвестные, путем обмана совершили хищение принадлежащих ей денежных средств в сумме 205 тысяч рублей.
26.03.2017 Ульяновская Правда
В Майнском районе вчера рано утром загорелась баня - UlyanovskCity.Ru25 марта в 05:15 на улице Молодежная ст. Выры Ульяновской области произошло загорание кирпичной бани.
26.03.2017 UlyanovskCity.Ru
Ульяновский институт попал под санкции США - Ульяновская ПравдаУльяновский институт гражданской авиации имени Бугаева вместе с еще семью организациями России, связанными с оборонной промышленностью, попали под санкции США.
26.03.2017 Ульяновская Правда
В Карсуне студент димитровградского техникума зарезал соперника - Ульяновская ПравдаУтром 25 марта на улице М. Горького в поселке Карсун обнаружено тело несовершеннолетнего с колото-резанным ранением груди.
25.03.2017 Ульяновская Правда
Загидуллин ушёл с должности министра - Ульяновская ПравдаРаис Загидуллин возглавит фонд, который будет направлен на поиск и мобилизацию молодых талантов региона.
23.03.2017 Ульяновская Правда