Фантазии и реальность ульяновского художника Валентина Бобылькова

Фото: ulpravda.ru
У его картин я вырываюсь на простор, за пределы реального мира.  Дышится легко, как  в безоблачно-счастливом детстве. И совпадаешьс художником в понимании сути вещей и красоты. Такое бывает нечасто...   Персональная выставка Валентина Бобылькова, что работает в выставочном зале Союза художников, приурочена к его 60-летнему юбилею. Чем не повод поговорить о жизни и творчестве? И мы отправились в мастерскую художника.   - Валентин Сергеевич, какие впечатления детства повлияли на вас как на художника?   - Родился я в Молдавии. Но больше вспоминаю детство на Украине, когда я жил у бабушки летом в деревне Великая Косница. Она тянулась на 14 километров. Там все передвигались на велосипедах - попробуй пройди пешком! Единственное сельпо, церковь в центре, горы меловые, дороги и тротуарчики, мощенные известняком, река Днестр с чистым каменистым берегом. Из этого камня строили и дома, и заборы, и колодцы через каждые метров тридцать. И вырезанные из этого же известняка распятия - очень красиво. Мы купали лошадей, табак собирали, копеечки получали, но такое развлечение для мальчишек! Когда его сушить развешивали - запах! Голова кругом шла. Представляете: я - белый лист, и такие яркие впечатления.   Жили в глинобитной избе, крытой черепицей. У бабушки муж сгинул еще до войны, контрабандой занимался. А когда война началась, бабушка - ростом метр тридцать - таскала стокилограммовые мешки. Ей надо было троих детей кормить. Она любила все красивое. Помню в избе разрисованную печку, писанки - такие яйца, расписанные геометрическим узором. В них были дырочки, внутри пусто, видимо, муравьи выедали. Они висели на ниточке, я любил их рассматривать. Электричества в избе не было, керосиновые лампы отбрасывали тени. Мы, дети, шебуршимся на печке, а родители вечеряют, потом песни начинают петь... Все это рождало такие фантазии!   - Понятно, что в такой атмосфере восприимчивому мальчишке трудно не стать художником...   - В пять лет я понял, что буду художником. Понял, что рисую лучше всех и мне это нравится!   - А кто сказал, что лучше всех?   - Но я же видел, я же не слепой! А потом и воспитательница в детсаду говорила: «Дети, посмотрите, какой у него прекрасный рисунок!».    - Решил, что стану художником - зачем? Потому что хорошо рисую, потому что хочу сделать этот мир краше или хочу реализовать свой талант?   - Не думаю, что давал себе отчет. Как зверь, интуитивно чувствовал - это мое. Меня и раньше влекло к картинам, рисункам. Если книжка была без картинок, я ее и в руки не брал - неинтересно. В детском саду была ленинская комната, там лежали журналы «СССР на стройках». Я часами листал огромные подшивки с черно-белыми фотографиями. Взрослые удивлялись - иди поиграй! Когда в школе учился, обнаружил в календаре праздник - День освобождения Африки. И плакат - голова негра. Вырываю листочек, прошу у мамы пять копеек, покупаю в магазине политический плакат и на обратной стороне перерисовываю, сидя на полу, этого негра. Потом вешал плакат на стену. Мечтал, чтобы плакатами в моем исполнении была вся комната завешана. Нравились такие монументальные вещи.   - Вот почему вы закончили в Академии художеств в Ленинграде монументальное отделение!   - Ну да. Еще в библиотеку ходил, чтобы узнать, какие художники бывают, читал биографии Репина, Перова. И понял, что все они учились в Академии художеств. Значит, куда мне надо поступать? Только туда. Видел такую длинную дорогу, и далеко-далеко маленькая точка - академия. И я там буду.    - Вы опрокидываете мои представления о художниках как о людях, неприспособленных к сложностям реальной жизни. Художник - это профессия или характер?   - Характер, конечно.   - И что в собственном характере помогает Бобылькову столь успешно существовать в искусстве?   - Может, это прозвучит несколько вульгарно... Я занимаюсь любимым делом, часов не наблюдая. И мне еще за это деньги дают. Что может быть лучше? По идее, я должен платить.   - Когда я впервые увидела работу Бобылькова на коллективной выставке, я просто застыла. Второй раз в жизни. Первый был в Эрмитаже у картин французских импрессионистов.   - О! Мне лестно, конечно.   - На вашей картине дело было даже не в многоцветье. Это было удивительное сочетание буйства красок и нежности...    - Между прочим, вы хорошо уловили. Это один из моих принципов - мощно, но нежно. И еще: если будет слишком прозаично, неважно, улица или подъезд на картине, мне это неинтересно.    - На персональной выставке я поразилась многообразию сюжетов, тем, красок. Вот картина из детства - в очень сдержанных, негромких тонах...   - Свое раннее, недеревенское детство я не помню цветным. Оно было не очень приятным. Нас росло трое у мамы. Ей было тяжело, и нас отдали в «круглосутку». Там тоска была невероятная. Мама тоже работала в этих яслях, но нам на глаза не показывалась, потому что тогда такой рев начинался! То есть она рядом, но ты ее не видишь. Я все время смотрел в окно, глаза чуть выше подоконника: поздняя осень, темно, а мамы нет...      - Женщина вдохновляет формой или содержанием?   - И тем, и другим. Все зависит от того, кто ты и когда ты. Когда в молодости у тебя буря «играй гормон», по-другому смотришь на женщину. Потом отношение меняется. Хочется, чтобы было интересно и поговорить, чтобы понимала твои шутки, подколочки.   - И чтобы ценила талант...   - Конечно. Мужчинам только и надо, чтобы нам говорили, какие мы талантливые. Как и женщинам, кстати. Надо, чтобы каждое утро ты просыпался и слышал: «Какой ты классный!».   - Есть работа под названием «Любовь»?   - Я даже хотел сделать серию «Любовь». Пока опасаюсь. Попробуй притащи такой холст на выставку, скажут - ты что, дети придут! А вот, когда работал в Горячем Ключе, мы делали эротическую выставку, и я писал весьма откровенные вещи. Это сложнее, чем, скажем, портреты. Ведь в таких работах должно быть определенное целомудрие, чтобы это было не пошло, не грязно. Так что и хочется, и колется.   - Любовь, как мне кажется, у каждого человека ассоциируется с каким-то цветом - цветом неба, моря...   - Все зависит от того, на чем ты хочешь сыграть. Если говорить о страсти - для меня это красный цвет, в крайнем случае, оранжевый или желтый. Такие неспокойные цвета.   - А зачем рисовать букет цветов?   - Не продается вдохновенье, но можно розочку продать.   - Знаю, что вы приложили руку к театру, что иллюстрировали книжки. Всеядность в жанрах и сюжетах - зачем так разбрасываться?    - Мне все интересно. Вот, к примеру, пишу картину в розовой гамме. Еще не успел закончить, а уже устаю от этого цвета, хочется сделать что-то противоположное. Столько несделанных сюжетов в голове! Я часто пишу сразу три-четыре-десять картин одновременно. Делаю одну картину, и мне понятно, что делать в другой работе.   - Мне кажется, в такой всеядности есть некоторое легкомыслие.   - Чем хуже, тем лучше. Тебе надо найти выход в творчестве, и ты его находишь.   - Художник берется за религиозные, мистические сюжеты, чтобы почувствовать себя философом?   - Есть вечные темы. Вечные, потому что, работая над ними, любой художник в любое время не повторяется. Думаешь о жизни и смерти. У меня мама умерла, уехал хоронить, а на следующий день узнал, что умерла Галина Михайловна Савинова, искусствовед, которая в творчестве была для меня второй мамой. Когда уходят два таких дорогих человека, это потрясает. И эти переживания отражаются в твоих картинах. Как в моей работе «Жизнь и смерть». Вот жил человек - и нет его. Что это? Почему? Я ведь не даю ответов, я задаю вопросы. Пусть зритель думает.   - Люблю ваши венецианские работы. Мне кажется, что вы человек с карнавальным мироощущением. Что должно произойти в жизни, чтобы возникло такое ощущение?   - Я и такой тоже... Да ничего не должно произойти! Собрались с друзьями и устроили себе праздник. Все от нас же зависит. Что, будем сидеть и ждать, что кто-то придет и что-то устроит? Жизнь такая, какой мы ее сами делаем. Вон в 20-е годы и холод был, и голод, и красок не было. А какой взлет в русском искусстве - авангард, который вошел в историю!   - Где больше красоты - за окном или в ваших работах?   - Господь Бог настолько неожиданен, настолько парадоксален, что сколько бы я ни пыжился - его не переплюнешь. Я сделаю бледную тень сотворенного им. Я его проводник - в лучшем случае...   Татьяна АЛЬФОНСКАЯ  
 
По теме
Об этом заявил Губернатор Сергей Морозов в ходе рабочей поездки в Димитровград, где он провел заседание межведомственной комиссии по реализации приоритетного федерального проекта.
20.10.2018
 
Данный вопрос находится на личном контроле Губернатора Сергея Морозова. Вопросы наведения порядка в миграционной сфере были затронуты на  заседании коллегии по вопросам безопасности в Нижнем Новгороде.
19.10.2018
 
Они состоятся 20 октября во Дворце культуры «Руслан». В 9.00 здесь будет организован деловой завтрак с участием Губернатора Сергея Морозова на тему «Роль женского предпринимательства в экономическом развитии Ульяновской области».
19.10.2018
Тематические дискуссии, обучающие семинары и «круглые столы» по обсуждению вопросов развития конкуренции, конкурентной среды и реализации антимонопольной политики в регионе пройдут с 22 по 26 октября.
19.10.2018
Об этом заявил Губернатор Сергей Морозов в ходе рабочей поездки в Димитровград, где он провел заседание межведомственной комиссии по реализации приоритетного федерального проекта.
20.10.2018 Правительство Ульяновской области
Град Синбирск строился «в лето 7157 года» (от сотворения мира). Строительством руководил окольничий Богдан Матвеевич Хитрово и зачастую именно его ошибочно считают первым городовым воеводой вновь построенного города.
19.10.2018 Ulpravda.Ru
В Ульяновске спасли человека из горящей квартиры - АиФ Ульяновск Ульяновск, 20 октября - АиФ-Ульяновск. В Новоульяновске двое развели костер в заброшенном доме и сгорели Пожар в четырехкомнатной квартире на улице Заречной в Заволжском районе Ульяновска произошел 19 октября около 7.30,
20.10.2018 АиФ Ульяновск
Влад Росляков пришел убивать своих ровесников и преподавателей в футболке с надписью "Ненависть". Фото предоставлено очевидцем - Комсомольская правда Родные Влада Рослякова рассказали «Комсомолке», почему будущий убийца перестал ходить вместе с мамой в церковь свидетелей Иеговы и как смог купить боекомплект [фото,
20.10.2018 Комсомольская правда
В Ульяновске в пожаре погибли два человека - Ulpravda.Ru ЧП произошло вчера, 19 октября на улице Заречной. Портал ulpravda.ru уже сообщал об этом пожаре , произошедшем в минувшую пятницу в Заволжском районе, и о том, что в нем пострадали люди.
20.10.2018 Ulpravda.Ru
Через 2 недели после смерти тело могут оформить как невостребованное Анастасия КУРДЮКОВА Родители Влада Рослякова, устроившего бойню в Керченском политехническом колледже , до сих пор не забрали тело сына из морга.
20.10.2018 Комсомольская правда
Белая гвардия культуры. Осталась ли в Ульяновске интеллигенция - Ulpravda.Ru Есть статистика, что интеллигенция в темной дореволюционной России составляла лишь 7 процентов населения, а за рубеж эмигрировало из нее «всего» 3,5 процента (общее число эмигрантов составило около полутора миллионов человек).
20.10.2018 Ulpravda.Ru
В Ундоровском палеонтологическом музее состоялась презентация нового научно-популярного издания, посвященного ископаемым морским рептилиям Поволжья, в том числе найденным на территории Ульяновской области.
19.10.2018 Ulpravda.Ru
«Золотая» и спортивная. Галина Гора готова к труду и обороне - Ulpravda.Ru Воспитатель Ишеевского детского сада «Ромашка» Галина Гора вошла в число 14 жителей Ульяновской области, отмеченных золотым знаком за отличные результаты тестирования Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне».
20.10.2018 Ulpravda.Ru
Влад Росляков пришел убивать своих ровесников и преподавателей в футболке с надписью "Ненависть". Фото предоставлено очевидцем - Комсомольская правда Родные Влада Рослякова рассказали «Комсомолке», почему будущий убийца перестал ходить вместе с мамой в церковь свидетелей Иеговы и как смог купить боекомплект [фото,
20.10.2018 Комсомольская правда
За минувшие сутки в Ульяновской области зарегистрировано 28 дорожно-транспортных происшествий, в которых в которых два человека получили травмы различной степени тяжести.
20.10.2018 УМВД Ульяновской области