Говорят лауреаты Гончаровской премии разных лет

Говорят лауреаты Гончаровской премии разных лет
Говорят лауреаты Гончаровской премии разных лет
Говорят лауреаты Гончаровской премии разных лет
Фото: www.uokm.ru

 

В июне 2018 года состоится очередная церемония вручения ежегодной Международной литературной премии имени И.А. Гончарова. Почётными гостями мероприятия традиционно станут представители Союза писателей России, члены комиссии по присуждению премии, потомки семьи Гончаровых.

По просьбе сотрудников Дома Гончарова лауреаты премии разных лет ответили на простые, незамысловатые, на первый взгляд, но принципиально важные для понимания ценностной ориентации премии, определения её места в современном социокультурном пространстве вопросы. Получились яркие, в отдельных случаях – масштабные творческие зарисовки, вылившиеся в креативный диалог разных поколений творцов слова и исследователей-словесников. Эти размышления внесли новые существенные детали в осмысление нравственно-этической направленности Международной литературной премии имени И.А. Гончарова, а также   в восприятие наследия самого романиста в различных областях искусства, науки, увековечение памяти писателя.

Полный текст беседы доступен читателям журнала "Симбирскъ" (№ 5, 2018). Также для всех желающих открыта библиотека музея И.А. Гончарова, располагающая публикацией.

На нашем сайте мы представляем ответы лауреатов только на первый, в некоторой степени определяющий тональность всего разговора вопрос.

 

Орфография и пунктуация авторов сохранены.

- Что означает для Вас звание лауреата Международной литературной премии им. И.А. Гончарова?

Елена Крюкова, лауреат Международной литературной премии им. И.А. Гончарова 2015 г. в номинации «Мастер литературного слова»:

- Прежде всего литературная премия для любого писателя – это его признание, это включение его работ в современное литературное пространство, где его книги начинают жить, быть востребованными, интересовать и профессионалов, и просто читателей.

А Международная Гончаровская премия сразу вписала мой роман «Беллона» в литературную летопись начала 21-го века. Статус международной премии сразу резко повысил интерес публики к этой книге. Она стала переиздаваться. У нее появились зарубежные читатели.

И со всей России, и из стран мира мне сейчас люди пишут письма по прочтении романа – и я понимаю: может быть, мне удалось в этой вещи сделать то, чего не делал никто.

Я думаю, высшее счастье художника – когда он открывает неизвестные земли. Когда, как в моем стихотворении «Орган»: «...и мне возможно в полный голос спеть / То, что вчера я шепотом сказала». В искусстве счастлив тот, кто берется за неизведанное. Совершает дерзкую и важную работу духа. Решает старую тему по-новому.

Кто только не писал о войне! Я попыталась взглянуть на последнюю великую войну под иным углом зрения. Дети и война... Тема во многом страшная, полная боли. Но детство остается детством. А человек – в сердцевине бесчеловечия – все равно человеком. Это роман о милосердии. О любви внутри ненависти.

После того, как «Беллона» стала лауреатом Международной литературной премии им. И.А. Гончарова, она стала дипломантом Литературной премии им. И.А. Бунина (2015), финалистом премии им. А.М. Горького (Москва, 2016) и сейчас, в 2018-м году, – лауреатом Международной литературной премии им. Эрнеста Хемингуэя (Канада) в номинации «Крупная проза: роман». А начало положила именно Гончаровская премия. О чем говорит это внимание высокого литературного сообщества к роману? Может, о том, что я в этой книге «зацепила» какие-то очень важные положения, архетипы бытия.

 

Андрей  Антипин, лауреат Международной литературной премии им. И.А. Гончарова 2015 г. в номинации «Ученики И.А. Гончарова»:

- Весть о том, что я победил в конкурсе, стала для меня (как, наверное, для большинства лауреатов) большой неожиданностью. И, не скрою, приятнейшей радостью. Откровенно говоря, до июня 2015 года, когда я вошёл в число лауреатов, веры в честность жеребьёвки и, как теперь говорят, «прозрачность» такого рода выборных процессов, как распределение литературных премий, у меня не было. Так что, посылая свою книгу на конкурс, я не тешил себя и малой надеждой на успех. В этом смысле присуждение Гончаровской премии – знаковое для меня событие: я уверовал в собственные силы и в силу своих книг, которые, как оказалось, способны (по Пушкину) «чувства… пробуждать». Уже будучи в Ульяновске, узнал, что конкурсную комиссию составляют, по преимуществу, сотрудницы музея Гончарова, председатель ульяновского регионального отделения Союза писателей России и другие простые хорошие люди. Со многими мне посчастливилось общаться в праздничные Гончаровские дни. Надо ли говорить, что положительное решение жюри, не ангажированного в вопросах современного литературного процесса, тем более почётно, в особенности для молодого писателя! Для меня моя победа в конкурсе всё равно, что выбор моих читателей, людей, для которых я живу и пишу, чьим мнением дорожу, на чью любовь рассчитываю.

 

Евгений Анташкевич, лауреат Международной литературной премии имени И.А. Гончарова 2016 г. в номинации «Мастер литературного слова»:

- Признание – многовекторное и многослойное! Признание писателей, коллег по цеху! Признание читателей! Но поглавнее будет, признание библиотечно-музейного сообщества – единственной в области книги гуманитарной, а не коммерческой, профессиональной среды. Писатель структура эмоциональная – вдохновение и порыв, а дальше, как лихая тройка, выносит талант, а если брать поскромнее – способности. Читатель это главный фильтр, но на читателя, во всей его массе, влияет и настроение, вплоть до сиюминутного – дурное настроение, не пошла первая страница и книга легла в сторону. На читателя действует мнение авторитета сегодняшнего дня, мода, события, вроде того что, а до романов ли сейчас, а может пора подумать о насущном! А музей и библиотека, это время, переплавленное в мудрость. Инородное тело в библиотеке и в музее долго не залежится и не только потому, что там иной раз устраивают инвентаризации, а потому что работают мудрые женщины, жрицы искусства, которые на книжной полке повиты и умным словом вскормлены, Великие волшебницы культурного космоса. А мы все в этом храме, и писатели, и читатели только прихожане. Симбирск-Ульяновск является капищем музеев и родиной не одного писателя, поэтому мне, как соискателю Премии, было особенно тревожно и ответственно перед жюри, зная, что в отборе активное участие принимали сотрудники двух головных учреждений – Музея им. Гончарова и Областной научной библиотеки.

 

Евгений Сафронов, лауреат Международной литературной премии имени И.А. Гончарова 2016 г. в номинации «Ученики И.А. Гончарова»:

- Звание лауреата для меня важно в том смысле, что оно укрепило веру в себя и свои творческие возможности. Мы все обладаем способностями к творчеству – в той или иной степени. Ощущение того, что написанное/созданное кому-то нужно и интересно, мотивирует на дальнейшую работу, помогает «взяться за перо» и воплотить в жизнь образы, сюжеты и идеи, которые могли бы просто уйти и забыться.

 

Ирина Беляева, лауреат Международной литературной премии имени И.А. Гончарова 2017 г. в номинации «Наследие И.А. Гончарова: исследования и просветительство»:

- Лауреатом Международной литературной премии имени И.А.  Гончарова в номинации «Наследие И.А.  Гончарова: исследования и просветительство» я стала в 2017 году, когда исполнялось 205 лет со дня рождения писателя. Уверена, что это особо почетно – получить премию в юбилейный год, – что это ко многому обязывает будущего лауреата, потому долго не решалась и даже в принципе не собиралась свою книгу о Гончарове и Данте подавать на конкурс. И если бы не настоятельные просьбы моей коллеги из Венгрии, профессора университета в Дебрецене, Ангелики Молнар, я бы этого так и не сделала. Почему? Ну мне казалось, что я все же довольно случайный человек в гончароведении, что больше занимаюсь творчеством И.С.  Тургенева, с которым у И.А.  Гончарова, как известно, были уж очень непростые отношения.

И все же мое решение участвовать в конкурсе было принято и мотивировано в первую очередь вот чем: поскольку я довольно давно разрабатываю эту тему – «Гончаров и Данте» – мне всегда казалось несправедливым, что писатель, который не просто Данте сомасштабен, а который создал, в отличие от тех, кто хотел, но не создал, современную, на русской почве и материале русской жизни «тройственную поэму», нами, читателями, вовсе так не воспринимается. Чаще в контексте русской дантеаны упоминаются имена А.С.  Пушкина, Н.В.  Гоголя или же символистов, но никак не Гончарова. Поэтому мне действительно хотелось, чтобы, возможно, прочитав мою книгу, читатели на Гончарова посмотрели иначе – не просто как на создателя великого мифа об Обломове или как на тонкого бытописателя, а как на художника, который разговаривает с ними на современном языке о том, о чем говорил когда-то и Данте со своими современниками – как уцелеть человеку душой и духом в этом мире, оставаясь человеком, а потому существом со всеми его земными слабостями. Хотелось, чтобы все всерьез задумались, какой он – «русский Данте» И.А.  Гончаров.

Много занимаясь этой темой, я совершенно убеждена, что романы Гончарова – «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» – не просто сомасштабны трем кантикам «Божественной Комедии», но что сам писатель не мог этого не понимать. Однако никто из современников, тем более он сам, нигде не позволяли себе сопоставлений его сочинений с Данте. Они – допускаю – того не видели, что, если честно, для меня и по сей день остается загадкой – почему не видели? а он – не осмеливался по невероятно скромной и сомневающейся природе своей. Словом, в определенной мере я чувствовала на себе ответственность за тему «Гончаров и Данте» и потому решилась представить книгу на конкурс, чтобы она стала известна. Дело в том, что в продажу моя монография не поступала, ее тираж весь остался в стенах университета (Московского городского педагогического университета), его издавшего, которому я чрезвычайно признательна за поддержку, а читателю может быть доступна только электронная версия книги, размещенная в том числе на моей личной страничке в elibrary.

Все вышесказанное, как мне думается, объясняет и то, что мне сложно ответить на вопрос, который мне задали организаторы конкурса: «Что означает для Вас звание лауреата Международной литературной премии им. И.А. Гончарова?» Дело в том, что я искренне полагаю, что в лауреатстве моя заслуга невелика. Те, кто читал уже мою книгу или мои статьи, посвященные дантовским контекстам Гончарова, знают, что пишу я о вещах очевидных, которые говорят сами за себя. Просто, наверное, мне повезло, и у меня получилось все эти очевидные вещи сформулировать и описать в книге. Но я очень рада тому, что дантовскую тему у Гончарова признали коллеги и оценили ее значение. Словом, тут важнее тема, чем мои личные научные амбиции.

 

Юрий Лунин, лауреат Международной литературной премии имени И.А. Гончарова 2017 г. в номинации «Ученики И.А. Гончарова»:

- Стать лауреатом литературной премии с достойным призовым фондом – это всегда приятно. Вдвойне приятно, если эта премия носит имя великого писателя и вручается на его родной земле. Я всегда буду дорожить воспоминанием о проведённых в Ульяновске днях.

 
По теме
17 июня на площадках 40-го Всероссийского Гончаровского праздника и XIV Обломовского фестиваля прошло около 70 мероприятий, посвященных 206-й годовщине со дня рождения писателя.
17 июня на площадках 40-го Всероссийского Гончаровского праздника и XIV Обломовского фестиваля прошло около 70 мероприятий, посвященных 206-й годовщине со дня рождения писателя.
17 июня на площадках 40-го Всероссийского Гончаровского праздника и XIV Обломовского фестиваля прошло около 70 мероприятий, посвященных 206-й годовщине со дня рождения писателя.
В Международный день театра 27 марта Фестиваль театров Ульяновской области "Лицедей" по традиции пригласил на "Встречи для талантливых зрителей".
В седьмом выпуске видеодневника XVIII Фестиваля театров Ульяновской области "Лицедей-2024" - спектакль АССР "Театр-студия "Анфан Террибль" "Сережа очень тупой" по пьесе Д.Данилова.
Ульяновские росгвардейцы провели совместные учения с МЧС - Росгвардия В рамках межведомственного взаимодействия на территории 1 роты (по обслуживанию Ленинского района) батальона полиции (отдельного) Управления вневедомственной охраны по городу Ульяновску - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по
Росгвардия
Во Дворце книги открылась фотовыставка «Останови огонь!» - ГУ МЧС Ульяновской области В рамках празднования 375-летия Пожарной охраны России в фойе Дворца книги состоялось открытие фотовыставки, приуроченной к началу пожароопасного сезона, посвященной профилактике природных пожаров и всем героическим людям,
ГУ МЧС Ульяновской области
Профилактика вирусных гепатитов А и Е - Роспотребнадзор Ульяновской области Энтеральные гепатиты – острые вирусные заболевания с фекально- оральным механизмом передачи возбудителя, характеризующиеся симптомами интоксикации и преимущественным поражением печени.
Роспотребнадзор Ульяновской области
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области проводит профилактические визиты в отношении медицинских организаций - Роспотребнадзор Ульяновской области Специалистами Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области (далее - Управление) проводятся обязательные профилактические визиты в отношении медицинских организаций г. Ульяновска.
Роспотребнадзор Ульяновской области
В открытом доступе опубликован тендер на проектирование и строительство нового медучреждения Екатерина САВИНОВА В открытом доступе опубликован тендер на проектирование и строительство нового медучреждения.
Комсомольская правда
IMG_0046.jpg - Ульяновский театр драмы 27 марта губернатор Ульяновской области Алексей Русских поздравил с Международным днем театра коллектив старейшего театра Поволжья – Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова.
Ульяновский театр драмы