Синдром приобретения оборудования: кто такие гасеры, и чем они отличаются от профессиональных музыкантов

гасеры5
гасеры2
гасеры1
гасеры6
гасеры6
Фото: ulgrad.ru

Жизнь музыканта – это не просто запись альбома, жизнь в гастрольном автобусе и выступления на сценах концертных площадок и кабаков. Многие предпочитают проводить вечера, с упоением копируя игру любимых артистов и погружаясь в нюансы инструментов и оборудования, хотя при этом, возможно, не записали ни единой ноты и ни разу не выступали на публике.

Лев Калиниченко специально для «Заповедника» попытался выяснить, как живут гасеры, и почему гитарные педали становится для них предметом культа.

GAS (Gear Acquisition Syndrome, синдром приобретения оборудования) – термин, популяризированный гитаристом группы Steely Dan Уолтером Бекером. В одноимённой колонке 1996 года для журнала Guitar Player он писал про распространённую среди музыкантов, в том числе известных артистов с узнаваемым стилем игры, манию смены инструментов и аппаратуры – при том что отличия в звуке могут быть минимальны. В конце он спрашивает, кем музыканты хотят запомниться: гитаристами или владельцами гитар?

Дмитрий Батурин, управляющий недвижимостью

До 2012 года я активно учился играть на гитаре, смотрел видеоуроки на Youtube, учил известные иностранные песни, вдохновлялся талантливыми гитаристами. Потом захотел приобрести себе электрогитару, и один друг рассказал мне про GAS-клуб, мол, зайди туда и наберёшься мозгов, знаний и прочего про электрогитару и сопутствующее оборудование, и сразу предупредил, что я спущу очень много денег. Естественно, в тот момент я не особо слушал, так как я дико пёрся по Джимми Пэйджу и Слэшу и хотел себе гитару Les Paul. Купил, в первое время даже продолжал заниматься, играл и развивался.

По моим подсчётам, через меня прошло 94 уникальных педали за всё время болезни.

Потом, как это со всеми случается, ты попадаешь в капкан, ловушку из кучи различных коробочек, каждая со своим интересным уникальным и не очень дизайном, которые так интересно меняют звук, помогают даже не умеющему играть человеку звучать интересно. Сначала основная мотивация была узнавать, пробовать что-то новое. Затем это переросло в зависимость, необходимость заиметь новую педаль, новый эффект, попробовать ту или иную вещь, иногда даже просто из-за внешнего вида, красивого дизайна. Сейчас, мне кажется, это похоже на коллекционирование: педали покупаются не ради функционала. Нет, естественно, какая-то концепция их использования имеется; но основной драйвер – это собрать «тот самый» педалборд (прим. ред. – цепь из гитарных педалей).

Я, наверное, в глубокой степени задротства: веду список педалей, которые у меня были. По моим подсчётам, через меня прошло 94 уникальных педали за всё время болезни. При этом некоторые из этого списка у меня были по два, а некоторые – и по три раза. Было 11 электро- и бас-гитар, не считая акустических, 7 усилителей.

Сообщества

Традиционные форумы, где общались музыканты, стали пустеть в конце нулевых с появлением Вконтакте – тот оказался более удобным для общения, продажи, обмена и создания групп по интересам. Сейчас там можно найти отдельные сообщества гитаристов, басистов, барабанщиков, людей, собирающих гитарные педали, модульные синтезаторы, паблик из фотографий котов с синтезаторами – что угодно. Среди них есть маленькие группки на 300–500 человек, а есть и крупные сообщества, самое активное из которых – это, пожалуй, группа «G.A.S. Club», в которой состоит 24 тысячи человек.

Макс Позин, администратор сообщества G.A.S. Club Вконтакте

Сначала у нас была группа «Педалборды и педальные эффекты», но её админ превратил сообщество в рекламу своей продукции, причём его стали регулярно уличать в мошенничестве. Люди переводили ему деньги за педалборды и блоки питания, но товар не получали; когда же они отписывались об этом в группе, этот человек объявлял их троллями либо ботами конкурентов и просто банил. Мы пытались на него как-то повлиять, даже писали администрации ВК, но в итоге он перебанил весь актив группы, она вымерла и существовала только в качестве барахолки. Мы же тем временем перебрались по другому адресу и начали с нуля.

Сейчас есть костяк группы, который наполняет сообщество той самой «тёплой ламповой атмосферой», где-то 200–250 завсегдатаев – настоящие энтузиасты своего дела, хорошо подкованные в вопросе, у многих большой концертный и студийный опыт, много мульти-инструменталистов.

Порой настоящие расследования происходят – Пуаро бы позавидовал.

В тему:

  • Покажут археологические находки, поступившие в фонды Краеведческого музея в 2016 году
  • По 500 и 300 тысяч. Принимают заявки на премию Гончарова
  • Посотрудничаем с итальянской культурной столицей-2019
  • Половине фасадов в центре поставили «неуд»
  • Покажут «Лица»
  • Постоянно следим за новинками индустрии, пишем подробные обзоры на используемое лично оборудование. Также наладили систему взаимопомощи между городами. Например, человек из Петербурга хочет купить что-то у человека в Самаре; это незнакомые друг другу люди, отправлять деньги вслепую или пересылать напрямую страшно. Тогда один из них может либо спросить сообщество о репутации другого, либо попросить о помощи с пересылом и выкупом – у нас целая сеть проверенных участников по многим городам нашей родины.

    Раз уж зашла речь о кидалах: их сейчас просто жуть как много развелось, поэтому мы в партнёрстве с несколькими другими группами, схожими по тематике, сделали общий список мошенников, которых мы регулярно деаноним, выводим на чистую воду. Порой настоящие расследования происходят – Пуаро бы позавидовал.

    Обзоры

    Значительная часть досуга гасера – это просмотр обзоров на инструменты, уроков по достижению конкретного звука, сравнение звучания разных приборов и блуждание по зарубежным форумам.

    Андрей Котов, продавец магазина бутиковых педалей эффектов

    Обзоры важны, поскольку не всем повезло жить в Москве, Лос-Анджелесе или Лондоне, где можно спокойно дойти до магазина и послушать вживую всё, что хочется; в каком-нибудь Нижнекамске немного другая картина. Текстовые обзоры мне видятся как форма общения гасеров – некий обмен опытом. Одно дело – какой-нибудь профессионал на видео, за которое ему заплатили весьма понятные деньги, играет красиво на гитаре, а другое дело – текст, написанный обычным парнем, таким же, как ты. Видео, безусловно, более востребовано, поскольку там есть аудиосоставляющая и педаль можно действительно послушать. Если раньше на Youtube были в основном какие-то любительские видео, то сейчас там навалом очень качественных роликов, в основном рекламных. Я не думаю, что кто-то прямо специально вытягивает звук, но примеры стараются сделать такими, чтобы возникло желание купить эффект; а на деле может оказаться, что не всё так радужно и в реальной жизни педаль себя ведёт абсолютно по-другому.

    Вообще жизнь гасера очень часто состоит из разочарований.

    Вообще жизнь гасера очень часто состоит из разочарований: ты, насмотревшись видосов, покупаешь педаль, и когда она приходит, ты понимаешь, что вообще не то, и приходится продавать и смотреть дальше видосы. Такая ирония возникает – эти видео как двигатель гаса: купил, послушал, не понравилось, продал, и так до бесконечности.

    При этом с магазинами у гасеров сложные отношения: купить что-то бывшее в употреблении на вторичном рынке всегда в полтора-два раза дешевле, чем новую вещь у ритейлера. А из-за часто сменяющихся вкусов хождение аппаратуры по рукам воспринимается как естественный процесс, поэтому шоурумы и онлайн-магазины, покупающие подержанные инструменты в тех же группах и на Avito, а потом перепродающие у себя с наценкой, вызывают у гасеров приступы праведного гнева. Также обычно легко вычисляют продавцов, пытающихся построить бизнес, например, на перепродаже товаров с онлайн-аукционов вроде AliExpress.

    Винтаж

    Среди множества вкусовых предпочтений – определённая модель, фирма-изготовитель, место и время производства, форма, цвет – стоит особняком один из самых крупных фетишей: винтаж. Старые гитары, синтезаторы и усилители, которым уже больше полувека, постепенно переходят в статус раритетов: цены на них взлетают, но соразмерно растёт и интерес к ним.

    Алексей Иванов, коллекционер винтажных гитарных педалей

    Есть три причины, почему люди посматривают на винтажный стафф (прим. ред. – оборудование). Во-первых, именно любимая группа или исполнитель, которого мы слушали в молодости, вдохновляют человека начать заниматься музыкой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многим хочется иметь ту же гитару и усилитель, на которых играл в своё время кумир, чтобы звучать и выглядеть так же. Так вот, музыканты золотой эпохи XX века играли на тех вещах, которые сейчас являются старьём. Джимми Пэйдж просто канонизировал гитару Gibson Les Paul, так же, как и Джими Хендрикс навсегда останется в наших сердцах и ушах с Fender Stratocaster в руках; десятки тысяч людей пытаются собрать космический набор эффектов Дэвида Гилмора. Покажи мне свой стафф, и я скажу, кого ты слушаешь.

    И есть ещё совершенно немузыкальная причина – фетиш. Речь не о плётках и латексе, а о ржавчине и потёртостях – да, любители старья такие.

    Вторая причина: «раньше было лучше». В те бородатые годы уровень технического прогресса тоже был бородатым: доля ручного труда в производстве гитар была значительно выше, гитару любого ценового уровня делали по большей части вручную, разве что только кисточками не раскрашивали. А ручная работа – живой контроль качества.

    И есть ещё совершенно немузыкальная причина – фетиш. Речь не о плётках и латексе, а о ржавчине и потёртостях – да, любители старья такие. Давайте посмотрим на новенькую красивую сияющую гитарку в музыкальном магазине – выглядит неплохо. А теперь переведём взгляд на гитарку с где-то выцветшей, здесь стёршейся, а тут потрескавшейся краской. И это тоже может быть красиво, в этом тоже есть своя эстетика, в этом есть интерес. Наверное, на ней играл музыкант, может, не один, репетировал, давал концерты, давал подержать девочкам, а ещё проливал на неё пиво и тушил об неё сигареты. У неё есть своя история и, наверное, душа. Прошу не путать с раздолбанной об сцену и изрисованной гитарой какого-нибудь школьника-панка.

    Старые педали – вот уж где есть на что поглазеть, вот уж действительно чего уже не делают и вряд ли будут делать. Современные педали отлично справляются со своей работой, а при хорошем дизайнере ещё и неплохо выглядят, но всё-таки магии в этом намного меньше – почти всё стандартизировано: у всех производителей мы видим стандартные размеры корпусов, одни и те же ручки, кнопки. То ли дело ржавый хлам из 60–70-х: корпусы самых разных форм, размеров, причём зачастую в не самых удобных сочетаниях по своей эргономике; они очень контрастно выглядят с современными собратьями, и даже между собой.

    За эти уникальности, щедро сдобренные царапинами и ржавчиной, люди готовы выкладывать немалые деньги, вылавливать их на онлайн-аукционах, барахолках. Это та ещё рыбалка: у кого-то отнимает времени и сил даже больше, чем занятия непосредственно музыкой. Непосвящённому человеку это может показаться по меньшей мере странностью, но тренд существует. Современные производители его уловили, и появляется всё больше подробных клонов старых педалей, как схематически, так и визуально.

    Сходки

    Занятия музыкой, даже если ты просто собираешь DIY-синтезаторы, даб-сирены и коробочки, которые делают «дж-дж» – это всё же глубоко социальное действие. А самое подходящее место для сбора адептов тех или иных музыкальных аксессуаров, где можно сравнить их звук, похвастаться находками или устроить джем, – это музыкальные магазины и репетиционные базы, которые можно арендовать вскладчину на один вечер, а желающим ещё скинуться на пиво и сидр.

    Герман Алексеев, владелец репетиционной базы «Наше Место»

    Во времена зарождения музыкальной ГАС-культуры в нашей стране каждая новая педаль, которая появлялась на прилавках, яро обсуждалась, её хотелось послушать, просто подержать в руках, и каждая новая педаль действительно несла в себе ту или иную индивидуальность. В современном мире фактор перенасыщенности рынка имеет отражение и в жизни любого музыканта: успеть за всеми новинками рынка просто невозможно, но по-настоящему оригинальных педалей выходит с каждым годом все меньше и меньше.

    В прошлом году я открыл собственную репетиционную базу, сообщество G.A.S. Club очень помогло мне, и минимум раз в месяц мы устраиваем там встречи клуба. Люди приходят слушать звук и «крутить ручки», потому что знакомиться с аппаратом по демкам в интернете или по мнению завсегдатаев музыкальных форумов – это то же самое, что пытаться объяснить человеку, что такое секс, на пальцах.

    Каждый человек, увлекающийся тем или иным видом техники, считает, что чем больше аппаратуры пройдёт через его руки и уши, тем более квалифицированным он станет.

    Каждый участник приносит своё оборудование и знакомится с чужим. Мы проводим тематические вечеринки, то есть каждую сходку посвящаем эффектам определённого типа: реверы, делеи, фуззы и т. д. Не единожды мы собирались с полным боекомплектом педалей у каждого, все приносили свои гитары – всё это перерастало во всеобщий, неровный джем. И про педали забывали, забывали, что ГАС-сходки – в первую очередь, это обмен опытом, практические знания, которые помогают не делать ненужных покупок, экономить время и деньги. А ещё ГАС-сходки – это отличное времяпрепровождение с приятными людьми. Всех, кто посещает ГАС-сходки, я смело могу назвать своими товарищами, и мне всегда приятно встретиться с этими людьми и в неформальной обстановке: это как английские клубы по интересам.

    Каждый человек, увлекающийся тем или иным видом техники, считает, что чем больше аппаратуры пройдёт через его руки и уши, тем более квалифицированным он станет. И это так. Но естественно, умениям сочинять цепляющую музыку, харизматично общаться с публикой, писать тексты песен или сводить треки это никак не помогает.

    Для того чтобы быть хорошим музыкантом, необязательно вообще хоть что-то понимать в гитарном оборудовании.

    Где заканчивается ГАС и начинается музыка? Ровно там, где заканчивается твой диван. Чтобы играть интересную музыку, нужно приложить немало усилий: написать материал, найти людей схожих по духу и в то же время хороших музыкантов, отточить материал, выстроить звучание каждой ноты. Всё чаще у человека на это не хватает ни сил, ни времени, поэтому приходится довольствоваться диваном и эстетизмом накопления гитарного оборудования. Как бы странно это ни звучало, ГАС одновременно способствует и развитию, и деградации современного музыканта, вот такая вот палка о двух концах.

    Андрей Котов, продавец магазина бутиковых педалей эффектов

    ГАС – это скорее не постоянная покупка и продажа оборудования, а фиксация на гитарном звуке и желание добиться совершенства в нём, иметь именно вот такую коробочку, именно с вот таким эффектом. Мне кажется, «коробочка» тут более уместное слово, поскольку для каждого гасера педаль – это как волшебная шкатулка с магией: ты её включаешь, и какие-то струны твоей души начинают звенеть.

    ГАС не имеет особого отношения к занятию музыкой.

    А масштаб этого соизмерим только с твоим кошельком: заболев однажды, остановиться очень сложно, и с увеличением достатка увеличивается запрос. Сначала это будет «собрать борд», а потом начнутся бутиковые гитары, винтажные усилители и редкие педали. Но у меня это чувство любви к гитарному оборудованию сильно притупилось, после того как я начал работать в магазине, поскольку там постоянно все эти педали, гитары, разговоры, и просто начинаешь пресыщаться всем этим. Нет какой-то жажды чего-то нового, ты уже прекрасно понимаешь, что тебе нужно и зачем.

    По-моему, ГАС не имеет особого отношения к занятию музыкой, и довольно странно, когда тебе начинают рассказывать про то, что ты накупил педалей, а играть не купил. Да я как-то и не собирался, амбиций-то нет. Мне хорошо и комфортно в жизни, и у меня нет какой-то потребности в творческой самореализации перед какой-то публикой. Но при этом поиграть музыку с ребятами, друзьями, приятно провести время я всегда готов. Самое главное – не путать тёплое с мягким: для того чтобы быть хорошим музыкантом, необязательно вообще хоть что-то понимать в гитарном оборудовании.

    Во многих группах Вконтакте есть специальные альбомы, куда выкладывают фотографии оборудования своих любимых артистов.

    Некоторые мировые звёзды всё же становятся известны своим пристальным вниманием к оборудованию и инструментам: например, буклет к последнему альбому Aphex Twin содержал список всей студийной техники и синтезаторов, использованных при его записи, – и его с удовольствием обсуждали как фанаты, так и просто интересующиеся этой темой. А в прошлом году интернет умилялся истории фаната группы Radiohead, который случайно встретил её участников в магазине и провёл час за разговорами о модульных синтезаторах с Томом Йорком.

    Во многих группах Вконтакте есть специальные альбомы, куда выкладывают фотографии оборудования своих любимых артистов. Такие пересечения мира «домашних», неизвестных музыкантов и получивших признание исполнителей – то, что поддерживает в людях интерес к поискам тех или иных звуков, заставляет смотреть по десять обзоров оборудования гитариста Red Hot Chili Peppers из разных туров и проводить часы с гитарой перед усилителем. Это возможность сказать себе, что ты можешь так же. А то и лучше.

    Лев Калиниченко, Москва, http://zapovednik.space/

    Читать дальше:
  • Покажут археологические находки, поступившие в фонды Краеведческого музея в 2016 году
  • По 500 и 300 тысяч. Принимают заявки на премию Гончарова
  • Посотрудничаем с итальянской культурной столицей-2019
  • Половине фасадов в центре поставили «неуд»
  • Покажут «Лица»
  •  
    По теме
    Им стала книга, в которую вошли 17 сказок коренных и малочисленных народов России Источник: kp.ru Фото: предоставлено КП - Ульяновск На Всероссийской выставке-ярмарке «Симбирская книга-2023» издание «Теплые сказки»,
    Летом на сцене ульяновского Драмтеатра выступят с гастролями артисты Калининградского театра драмы Анна КУЗОВЛЕВА Каждый год для ульяновских зрителей на сцене ульяновского Драмтеатра проходят порядка 300 спектаклей.
    Народный коллектив духовой оркестр ДК «Руслан», выступающий под управлением дирижёра Александра Князева, вышел в финал с Всероссийского конкурса любительских творческих коллективов  «Культура — это мы!».
    На сцене Ульяновского драматического театра имени И. А. Гончарова ежегодно проходит около 300 спектаклей Анна КУЗОВЛЕВА Алексей Русских поздравил артистов театра с профессиональным праздником.
    Ульяновский областной художественный музей (бульвар Новый Венец, 3/4, тел.
    Уникальное четырёхтомное издание «Первая мировая война на почтовых открытках», приуроченное к 100-летию Первой мировой войны,
    Сотрудники МЧС России проводят рейды по пожарной безопасности в частном секторе - ГУ МЧС Ульяновской области Профилактика пожаров в повседневной жизни представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения, окружающей среды и имущества.
    ГУ МЧС Ульяновской области
    В 2024 году в Ульяновской области продолжится модернизация онкологической службы - Правительство Ульяновской области 27 марта Губернатор Алексей Русских посетил областной онкодиспансер, ознакомился с работой нового оборудования, закупленного по нацпроекту «Здравоохранение», а также обсудил перспективы развития учреждения.
    Правительство Ульяновской области
    Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного принимает участие в конкурсе на соискание III Всероссийской премии «Оргздрав: лидеры отрасли». - Минздрав Ульяновской области С 25 марта по 10 апреля продлится онлайн-голосование. Больница представила проект «Организация отделения неотложной медицинской помощи детям»,
    Минздрав Ульяновской области
    IMG_0046.jpg - Ульяновский театр драмы 27 марта губернатор Ульяновской области Алексей Русских поздравил с Международным днем театра коллектив старейшего театра Поволжья – Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова.
    Ульяновский театр драмы
    В Ульяновске состоялось награждение. - Карсунский район День работника культуры — профессиональный праздник всех представителей творческих специальностей, а также сотрудников театров, музеев,
    Карсунский район