О нюансах работы с приборами российским коллегам рассказал вице-президент Международной ассоциации верботонального метода Жак Буше, который на прошлой неделе побывал в Ульяновске.
Метод, который считается ключевым в работе 500 учебных и реабилитационных центров 70-ти стран мира, изобрёл хорватский академик Петар Губерина. Он не был профессиональным сурдопедагогом, хотя долгое время занимался изучением речи, особенностями её ритма, интонации и произношения в целом. Итогом многолетних трудов стал основанный в 1961 году центр реабилитации для глухих и слабослышащих детей, где впервые начали применять верботональный метод. Основная идея хорватских педагогов была по тем временам революционной: если ребёнок не слышит от рождения, это ещё не значит, что он не может говорить, - уверяли они. Такого же мнения придерживается и Жак Буше, который пришёл в коррекционную педагогику, как и Петар Губерина, едва ли не случайно.
- Я был обычным учителем в начальной школе, и однажды в мой класс привели мальчика с нарушением слуха, - вспоминает он. - Никто не знал, как с ним нужно работать. Мы стали думать, что можно делать.
Он умеет так рассказывать о своей работе, что забываются все языковые барьеры. Говоря по-французски, Жак Буше выразительно жестикулирует, вероятно, привыкнув излагать мысли так, чтобы его понимали без слов. Впрочем, он если и не противник, то явно не сторонник языка жестов. Тогда для своего первого ученика он его выучил, стал общаться с ним как сурдопедагог. Но со временем понял - жесты сразу выделяют ребёнка, не позволяют должным образом войти в коллектив здоровых сверстников. Вопрос социализации детей и их полной интеграции в общество он считает философским и даже политическим.
- Я был убеждён, что ребёнок не должен общаться с помощью жестового языка, и тогда я начал искать возможность сделать так, чтобы он заговорил.
Поиски привели к хорватским методикам, которые давали блестящие результаты. Родители рассказывали, что их дети, прошедшие курс реабилитации в таких центрах, научились чётко и выразительно говорить, при этом отличить их от слышащих детей было крайне сложно.
- Это настоящее счастье, когда ребёнок, с которым мы занимаемся, однажды произносит какой-нибудь сложный звук. Мы иногда даже вместе плачем от радости, - признаётся г-н Буше.
Если нарушение слуха серьёзное, то научить ребёнка слышать уже нельзя, добавляет он. Но если остались какие-то остатки слуха, их можно развивать. Немалую роль при этом играет специальная аппаратура, которая преобразует звук. Благодаря ей ребенок учится слушать всем телом.
- Вибрирующее устройство размером с наручные часы прикладывают к костным тканям, например к локтю. Через кость вибрация передаётся в среднее ухо, а затем - в мозг, который, несмотря на глухоту, воспринимает звуки, - объясняет вице-президент ассоциации верботонального метода.
Главный специалист-эксперт департамента дошкольного, общего и дополнительного образования Маргарита Мясникова рассказала «УП», что такое оборудование поступит в Ульяновск уже в начале декабря. На семинарах, которые Жак Буше провёл во время своего визита в город, он объяснил коллегам основные принципы его работы. Кроме того, добавила Маргарита Мясникова, 24 ноября в Ульяновске была открыта федеральная стажировочная площадка по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. И теперь на базе школы-интерната для глухих детей № 87 в городе работает центр подготовки педагогов, где они смогут овладеть новыми технологиями работы с детьми. Кроме Ульяновска в этот день подобные площадки открыли у себя ещё 13 регионов страны.
Анастасия Гайнутдинова
Источник: Ulpravda.Ru
29.11.2011 10:03