К 125-летию народного художника СССР, лауреата Ленинской премии, академика Академии художеств СССР Аркадия Александровича Пластова. Выставка открылась в рамках долговременной программы «Картинная галерея» Музея изобразительного искусства XX-XXI вв. и Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова.
Выставка организована при активном участии Николая Николаевича Пластова - внука Аркадия Александровича Пластова.
Соединение имен двух великих художников, которых разделяет 300 лет, - важный фактор в представлении истории мирового изобразительного искусства. Художники на протяжении всего творчества обращались к рисунку в двух ипостасях: в качестве самостоятельного произведения и подготовительного наброска к картине. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669) - великий живописец и гравер ХVII века, его же рисунки менее известны зрителям. Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972) - великий живописец ХХ столетия, практически никогда не показывал свои рисунки.
Что привлекает в работах двух мастеров? Законченность, отточенность рисунков, умение в малой форме выразить глубокий смысл в его философском представлении.
В чем общность этих рисунков? Прежде всего, в широкой тематической линии: это портреты, жанровые и анималистические зарисовки, пейзажи. Оба художника старались при создании портрета конкретного человека выявить типический образ, отражающий определенный слой общества. Это представители бюргерства, дети, старики из бедных кварталов Амстердама у Рембрандта, и четыре поколения жителей Прислонихи у Пластова. Каждый художник был создателем целой энциклопедии человеческого бытия. Столь же внимательно они относились к изображению животных. Все это становилось не только штудией по изучению повадок животных, поз, различных сложных ракурсов, а превращалось в живой и законченный по своей структуре рассказ. Жанровые сцены в рисунках важны как основа для дальнейшего их претворения в живописных полотнах. В них уже заключен главный смысл того или иного сюжета. По ним видна глубокая продуманность мотива при кажущейся легкости и непосредственности самого изображения.
Рисунки, представленные на выставке, создают великий творческий диалог через 300 лет, способный объединить мировые художественные процессы.